К концу 20 века человеческая цивилизация создала технологические условия для образования информационной сферы человечества на основе коммуникаций: компьютерных сетей и интернета, передовых систем связи, включая космическую. Начались изменения в сфере управления, образования, медицины, научных исследований и в сфере человеческих отношений. Процесс информатизации охватил все стороны жизни человека и вывел информацию на уровень жизнеобразующего фактора. Была образована новая среда, позволяющая обеспечивать обмен информацией для каждого человека и получать необходимую информацию и знания для своих нужд и целей.
Психоинформационную сферу мы будем рассматривать как совокупность психических реакций человека при восприятии информации из реальности и объемов информации, получаемых человеком извне в основных сферах своей жизни и деятельности. Рассмотрение этой сферы мы будем проводить именно в контексте задач ведения жизни от РУС и проблем развития индивидуальных способностей сознания. (Здесь и далее РУС - разумная управляющая система).
Что является причиной особого выделения информации и связанных с ее восприятием психических реакций? Такой причиной является сама новая реальность и неограниченный поток информации и знаний, которые позволяют человеку в реальном масштабе времени получать картину реальности в любой точке земного шара и в любой сфере человеческой деятельности. То есть образованная информационная сфера, проникая во все стороны жизни, деятельности и отношений людей, влияет на психическое состояние и психические реакции людей. Психологические перегрузки при работе с потоками информации и знаний приводят человека к опасным последствиям, связанным с нервным переутомлением, гиподинамией, психическими сбоями.
СМИ, используя передовые информационные технологии, предоставляют такие потоки информации по всем аспектам жизни, что без управления от РУС человек может постоянно получать деформации организма и психики, провоцируя рефлекторно-личностные реакции и программы на основе ИРБ. Возникает необходимость выработки подхода от РУС к процессам смыслового восприятия информации, формирования необходимого внутреннего состояния человека и организации его жизни и развития в условиях формирования информационного общества.
Отметим, что фокусировка внимания сознания только на конкретном процессе, событии, факте не позволяет сознанию человека вникать и понимать их суть, определять смысловые взаимосвязи с другими аспектами реальности. За этот процесс (фокусировка на конкретном), зачастую, «отвечает» рефлекторно-личностная система.
Выбор информации производит личность человека в соответствии с его образом мыслей, сферами интересов, профессией, своими предпочтениями и вкусами. Поэтому происходит выборка из информационной сферы, доступной на данный момент, по принципу личностных приоритетов. Здесь очень часто не рассматривается сложная информация о взаимосвязях процессов, не рассматривается их анализ, варианты обоснованных логически прогнозов. В результате человек упускает значимую информацию о закономерностях, взаимосвязях процессов и явлений окружающего мира, останавливаясь на отдельных фактах и их описаниях, собственных переживаниях и собственных взглядах, формируемых на основе отдельного факта, события, процесса.
В новых условиях движения к информационному обществу необходим переход от преобладания описательно-констатирующего знания к генерациям логического вывода, творческим решениям и поиску информации в нужном объеме и нужного уровня достоверности, полноты и качества. Это ведет к задействованию более высокоорганизованных уровней сознания. Для такого перехода необходимо:
- Опираться на интерес сознания к информации, теме размышления или познавательного поиска.
- Формировать организованный от РУС жизненный процесс, когда на процессы восприятия и осмысления есть необходимое время. Это позволяет исключить дефицит времени при смысловом восприятии. Когда человек спешит, восприятие поверхностно, он невнимателен и провоцирует массу животных генераций от ИРБ.
- Осознанно сокращать до разумного минимума объем информации описательно-констатирующей, включать в процесс смыслового восприятия промежуточные рассуждения, собственный смысловой поиск, генерации собственных логических умозаключений, сверяя с проверенными фактами и оценками реальных событий и процессов.
- Осуществлять контроль над внутренним психофизическим состоянием, четко определять для себя объемы достаточного на основе понимания своих возможностей, границ нагрузок, за которыми идет усталость. При максимализме в этом вопросе усталость провоцирует животную управляющую систему на генерации избыточных состояний и напряжений готовности преодолевать трудности, преграды, повышенную собранность и готовность через «надо» продолжать восприятие информации. Утрачивается смысловая мотивация познания и заменяется мотивацией рефлекторно-личностной.
- Фокусировать внимание сознания на смысловой общей информации о природе событий и явлений, причинно-следственных связях, на различных прогнозах развития процессов в реальности. Необходимо включение в этот процесс РУС без устремленностей рефлекторно-личностной системы «понять все, сразу и сейчас».
- Учитывать, что протяженность процессов смыслового восприятия выше, так как смысловое восприятие включает генерации собственных промежуточных логических выводов. Здесь следует использовать в процессах смыслового восприятия созерцательную фазу в восприятии и в промежутках между генерациями логического вывода.
|