PSYSTAN
Суббота, 19.01.2019, 18:41
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная ДневникРегистрацияВход
Меню сайта
Категории раздела
2019 [3]
2018 [18]
2017 [9]
2016 [9]
2015 [1]
2014 [6]
2013 [7]
2012 [18]
2011 [46]
2010 [56]
2009 [2]
Наш возраст
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
Olsestar

19:58
Стереотипы мышления. Блокировка процессов развития и продления жизни

Под влиянием взрослых, их жизненных представлений и стереотипов поведения ребенок формирует в детстве основные навыки поведения и взаимоотношения с окружающими. Во многом он подражает взрослому окружению. Ценностные ориентиры им не осознаются, но он уже воспринимает «правильное» в качестве условия согласия с ним взрослых. Если поведение и слова не вызывают порицания и наказания, то их можно отнести к «правильным». Так человек с раннего детства закладывает стереотипы в поведении и общении. При этом эмоциональность взрослых, их принципы ведения жизни, правила, установленные в семье, формируют комплекс навыков поведения, откликов на информацию извне, выстраивание отношений с окружающими.

 

При постоянно повторяющихся эмоционально-чувственных реакциях в ходе отклика привычно возбуждается нервная система, и формируется стереотип восприятия и поведения. Осмысленность этих внутренних состояний может прийти гораздо позже, когда человек уже в зрелом возрасте начинает преобразование своего образа жизни и образа мыслей.

Самооценка формируется в несколько этапов. В период с детства и начала процессов обучения влияние среды стимулирует внутренние состояния организма и психики в связи со сравнением со сверстниками и оценками со стороны взрослых. Собственные физические возможности и внешние данные определяют закладку и развитие определенных комплексов личности. Характерной особенностью мировоззрения в период взросления ребенка является его стремление самоутвердиться. Нередко это идет путем отторжения прививаемых правил и взглядов по многим сторонам жизни. Здесь следует рассматривать природу формирования личностных комплексов, связывая ее с программами и реакциями ИРБ.

 

ИРБ растущего организма стимулирует интерес к развитию, как физическому, так и умственному, лишь в той мере, в какой сравнение с другими человека не удовлетворяет и не соответствует его желаниям обладать тем или иным качеством, теми или иными возможностями. Считается, что к периоду полового созревания «каркас» личностных комплексов и особенностей, психических установок в восприятии и мотивациях к деятельности создается окончательно. За период полового созревания и связанной с ним «гормональной революцией» часть установок личности и ее представлений изменяется за счет получения знаний и опыта общения в своей среде.

Этап детства и юности принципиально важен для осмысления человеком особенностей своего мировосприятия и стереотипов, которые распространяются от привычных правил восприятия и общения до мировоззренческих установок, жизненных ориентиров и ценностей. При этом следует помнить, что на раннем этапе развития личности (детство, юность) преобладание избытков на уровне организма и психики велико, и человек реализует множество своих устремленностей, обретая личностный опыт общения с окружающим миром и опыт самовосприятия.

 

Неосмысленность множества устремленностей и действий этого периода требует от человека, приступившего к системным преобразованиям жизни, анализа правил и установок личности, усвоенных в это время и не до конца осмысленных. Если в период детства и юности процессы развития в ходе образования не стимулировались в сторону самостоятельного мышления и понимания индивидуальных способностей, то привязка к стереотипам, готовым знаниям и установкам существенно выше. Это важно отметить, не причисляя подобное к хорошему или плохому. Это лишь особенность системы мышления, которая требует внимания и организованной работы человека в ходе преобразования образа мыслей. Что важно осознавать при анализе раннего этапа своей жизни? Прежде всего, целесообразно отметить, что формирование стереотипов в мышлении отражает принципы ведения жизни человека как социальной единицы. Принятые в обществе правила (определенные рамки) поведения, общения, ориентиров деятельности, жизненные приоритеты среды, в которой воспитывался человек, закладывают структуру его системы мышления и правила восприятия и оценки информации из внешнего мира. Приоритеты, заложенные в мышление с детства в виде стереотипов восприятия и мышления, обеспечивают человека необходимой информацией и ориентируют его интересы. Когда человек приступает к решению задачи упорядочивания и организации своей жизни, целесообразно учитывать, что речь не идет о борьбе со стереотипами и их искоренении. Любая форма подобной борьбы воплощается в виде стремления человека подавить в себе одно и развить другое. Целесообразно помнить, что речь идет о корректировке основ восприятия жизни и не осмысленных ранее установок по ведению жизни.

 

На раннем этапе жизни правила, усвоенные от взрослых, во многом ограждали ребенка от ошибок, конфликтов, опасностей для организма. По мере взросления и развития мышления он обретал ориентиры в жизни на основе стереотипных представлений, усвоенных от взрослых. Таким образом, в круг «начального слоя» стереотипных правил и установок целесообразно включать те стереотипы, которые усвоены от взрослого окружения и среды общения.

 

Здесь важно отметить, что наиболее скрытая часть усвоенных стереотипов проявляется в повседневности, в организации режима и ритма дня, правил подготовки действий и правил осмысления стоящих задач.

Наиболее сложным в ходе упорядочивания жизни является выделение и осмысление именно тех стереотипов организации жизнедеятельности, которые напрямую, казалось бы, с мышлением не связаны. На самом деле, они отражают рефлекторный характер восприятия и повседневного мышления.

 

В ходе осмысления степени организации повседневной деятельности человеку необходимо достаточно детально рассмотреть привычный порядок своей повседневной жизни. От сознания целесообразно задать ИРБ необходимую информацию о выгоде организованного порядка дня по сравнению с теми привычными фрагментами, которые отражают личностные вкусы, сиюминутные желания и личностные предпочтения. И здесь целесообразно принять идею, что простейшая дисциплина в организации своего дня наиболее выгодна из всех возможных вариантов привычных энергозатрат каждый день и каждый вечер.

 

Уточнение своих особенностей выполнения намеченных действий целесообразно начинать с понимания смысла этих действий и их логического обоснования. Внимание сознания, сфокусированное на задаче организации своих действий, будет подвержено отвлечениям всякий раз, когда личностная установка человека «поведет» его в привычное безмыслие. Это целесообразно увязывать с установкой животной системы выполнять действия лишь при крайней необходимости.

 

Осмысление необходимости действия требует времени и понимания значения результата. Очень важно, на наш взгляд, понимать в ходе этой работы, что опорой для нее должен быть осознанный перечень своих реальных потребностей, а не запросов личности или усвоенных стереотипных правил.

 

Лишь на основе внятного восприятия и понимания потребностей человек может осмысленно подойти к формированию всего круга необходимого и достаточного в каждой сфере жизни. При этом необходимо учиться отличать потребности от запросов и капризов личности.

 

Таким образом, целесообразно помнить, что рефлекторность восприятия и мышления может быть скорректирована за счет понимания человеком нецелесообразности ряда устремленностей личности, которые привычны и отражают приоритеты, усвоенные в детстве и юности. Переосмысление правил, относящихся к общепринятому, позволяет человеку разобраться, какие из приоритетов и целей продиктованы ему стереотипами и не связаны с разумным ведением жизни.

 

Среди задач по коррекции стереотипных программ мышления и целеполагания важно выделять, на наш взгляд, стремления личности к исключительности, к обретению особых отличительных признаков с точки зрения обладания чем-либо или потребления чего-либо. Ложность личностной установки на значимость обладания чем-то исключительным заключается в том, что, проявляя установки животной системы (ИРБ), личность провоцирует формирование избытков по организму и психике, необходимых для достижения исключительности. Личность трактует значимость как способ избавления от собственных комплексов, собственной ущербности, которую нужно скомпенсировать. Страх не достичь, не обрести отличительный признак, подкрепляется ложным представлением личности, что исключительный признак – некая особенность индивидуальности, отличающая человека от «толпы».

Такая форма самоутверждения весьма дорого обходится организму, поскольку постоянно подкрепляется страхами собственной несостоятельности, опасности утраты признаков исключительности, созданных представлениями личности. Что следует относить к личностным устремленностям реализации исключительности? Весьма часто это проявляется в виде материальных ценностей, где особое место занимают финансовые накопления, особенные, эксклюзивные предметы (автомобили, антиквариат, строения и т.п.).

Отдельное место занимают знания, владение эксклюзивной информацией, которая не может быть общедоступной или пока не известна основной массе людей.

 

Особенности процессов упорядочивания и организации мышления связаны с общей не готовностью человека сфокусировать свое внимание на собственных взглядах, представлениях и привычных повседневных действиях. Это слишком доступно и не обязательно с точки зрения требований из внешнего мира.

 

Внутреннее состояние организма личность не привыкла анализировать, если в ходе повседневных действий человек не сталкивался с выраженными симптомами болезни, болью, резким изменением самочувствия.

 

Скрытым стереотипом личностного отношения к организму является не готовность личности человека изменять то, что очень доступно для изменений, но требует нарушения привычки.

 

Осознанность ситуации, когда упорядочивание и осмысление повседневности показывает целесообразность нарушения привычки, как правило, очень низкая и имеет свою природу, связанную с ИРБ. Животные программы и реакции хранения и ограждения существующего и накопленного распространяются на привычный порядок жизни и привычные реакции психоэмоциональной сферы.

 

Если с детства и юности у человека закрепились представления о правилах отклика на события, правила действий в условиях негативных проявлений, негативных ситуаций или очень радостных и удачных, то осмысление повседневности на первых порах «проскакивает» эти группы стереотипных реакций и выделяет лишь те из них, которые сразу приводят к резким изменениям психофизиологического баланса. Тогда человек, часто неосознанно, применяет волевой способ «удержания» себя от привычного порядка (беспорядка) в повседневности.

Между тем, стремление ИРБ сохранить в неизменности весь спектр привычного, остается в силе. Через некоторое время, человек, управляя волевым способом своими повседневными действиями, постепенно приходит к  повторению своих привычных состояний и привычных откликов, а «разумная» инициатива угасает. С этого момента формируется устойчивое неприятие ко всем процессам преобразования жизни, включая особо значимые для самой жизни вопросы. Разуверившись в своей способности изменить повседневность, человек стремится скомпенсировать свои «неудачи» привычными занятиями, только с бОльшими энергозатратами и затратами времени.

 

Другая группа стереотипных установок в мышлении связана с процессом освоения и накопления знаний, когда новое человек неосознанно стремится запомнить и сохранить в своей памяти, как нечто интересное и важное.

 

И здесь важно отметить, что восприятие новой информации, новых знаний нередко «оторвано» от понимания человеком значения этой информации. Здесь целесообразно опираться на не только понимание смысла новых знаний, но и их значение для миропонимания и для практической реализации в своей жизни.

 

Без критического анализа применимости новых знаний в своей жизни, без понимания значения принимаемой информации для коррекции мировоззрения восприятие новизны извне будет реализовываться рефлекторно.

 

Это приводит к эффекту утраты значимой новой информации. Когда повседневная жизнь человека реализуется привычно на основе стереотипов, а новые знания и новое понимание существуют отдельно от повседневной жизни, то никаких качественных изменений в жизни человека не происходит.

Ведение жизни от сознания остается абстракцией, а повседневность начинает обретать особую значимость по мере накопления в ней конфликтных ситуаций и проблем. В связи с этим, целесообразно обращать внимание на осмысление значения новых знаний, новой информации для жизни и понимания общих процессов в окружающем мире. Без понимания человеком значения нового и рассмотрения им вариантов практического применения нового стереотип восприятия информации на основе запоминания реализуется на 100% с постоянным угасанием интереса сознания к новизне. Это приводит, со временем, к формированию человеком восприятия новой информации как рутины, чего-то нужного, что нужно делать, заставляя себя, отвлекаясь от привычного и приятного времяпрепровождения.

 

Проблема стереотипности мышления очень широка. Рассмотрение собственных стереотипов при формировании целостной картины своего жизненного процесса должно присутствовать в смысловой деятельности сознания всегда и не носить характер разовой акции или начального этапа процесса саморазвития. Способность сознания систематически переосмысливать понятия и представления, которые лежат в основе мировоззрения, обретает системный характер, когда человек помнит о явлении стереотипов, которые закладываются в мышление и могут формироваться в разные периоды жизни в зависимости от условий деятельности человека.

 

Процессы развития индивидуальных способностей сознания определяются степенью организации повседневной жизни человека. Особое место в процессах преобразования жизни имеет система отношений. Приступая к осмыслению стереотипов, заложенных в отношения, целесообразно помнить, на наш взгляд, что отношения с окружающими в ближнем круге и во внешнем мире должны быть разумно достаточными и строиться на понимании человеком необходимости быть полезным по каждой информационной связи. Одним из стереотипов мировосприятия, отражающего установки ИРБ, является стремление человека хранить и приумножать личностные связи с большим количеством людей.

«Обслуживание» ненужных дружб, долженствования в связи с большим количеством формальных общепринятых обязанностей изматывает организм и психику, сводя на нет благие намерения системных преобразований жизни. Взаимоотношения с людьми при системном подходе к ведению жизни должны реализовывать системную пользу, которую человек может оказывать людям без крайностей альтруизма, жертвенности на пределе своих физических сил. Главной стороной взаимоотношений, организованных разумно и системно, должен быть процесс взаиморазвития, когда люди помогают друг другу удовлетворять потребности разума в новой информации, в организации жизни и общем разумном взаимодействии. Одним из стереотипов в мышлении человека, относясь к системе отношений, является представление человека о том, что большое количество его информационных связей по жизни является гарантом его информированности и развития.

Продолжение следует.

Категория: 2011 | Просмотров: 3115 | Добавил: Olsestar | Теги: стереотипы накопления знаний, ценности жизни, развитие, стереотипы мышления, организация мышления, продление жизни, системное мышление | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Календарь
«  Январь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2019