Деятельность, связанная с осознанием круга полезного для
будущего, может опираться не на установки и программы ИРБ, а на смысловое
обоснование, где логика рассуждений выстраивается на основе целостной картины
жизненного процесса человека. Но значение тех или иных задач в каждой из трех
главных сфер жизни может меняться с сохранением общего русла жизненного
процесса в направлении продления жизни и полезной реализации индивидуальных
способностей сознания.
Понимание того, какие
из значимых задач необходимо переосмысливать, и что является главным на данный
период времени, возможно, когда человек уже прошел этап упорядочивания и
организации образа мыслей и образа жизни. Это означает, что общий уровень
избыточности организма и психики стал ниже, в круге значимых задач и
взаимоотношений человек осознал причины конфликтности и допущенных ошибок.
На основе переосмысления своих понятий и представлений он
нашел решение во взаимоотношениях в ближнем круге и деловой сфере на основе
общего видения лучшего и общего понимания, позволяющего выстраивать совместную
деятельность с людьми. Это означает, возвращаясь к работе по изменению
рефлекторного восприятия и замене его смысловым, что человек научился
выстраивать новые логические соединения на основе новых дендритных связей для смыслового восприятия и понимания.
Остается необходимая определенность в предстоящих действиях, достигнутые для
этого согласования и реализация новых идей с целью упрощения и экономичности
процессов деятельности и самой жизни.
Управляющее действие животной системы, ее программы, реакции
были обозначены как инстинктивно-рефлекторная база (ИРБ). Для удобства и
использования в дальнейшем обозначим разумную управляющую систему как смысловую
базу разума (СБР). В дальнейшем эта вторая управляющая система нами будет
рассматриваться как основная. Ее формирование, использование в главных сферах
жизни на основе переосмысления накопленных знаний и представлений составляет
смысл системных преобразований жизни, когда человек принимает ИРБ в качестве
союзника и основы для жизнедеятельности организма, а восприятие информации
извне, формирование отношений, принятие решений будет осуществляться на основе
управляющего действия СБР.
Ранее в текстах рассматривались вопросы значения
непрерывности работы сознания, потребности разума и необходимость их
удовлетворения. СБР реализуется на основе не силовых принципов ведения жизни,
принципах разумной достаточности и осознанной непрерывной полезной деятельности
в основных сферах жизни. В ходе
преобразований образа жизни и образа мыслей человек создает новые возможности и
условия для реализации своих индивидуальных способностей сознания.
Формирование устойчивой управляющей системы (СБР) – это
всегда развитие, систематическое обновление накопленного не только в знаниях и
представлениях, но и во взаимосвязях, принципах взаимоотношений и совместной
деятельности. Это системный процесс, который должен отражать системный
взгляд человека на жизнь, где есть место прошлому со своими причинами и
следствиями, которые реализуются в настоящем, и будущему, которое закладывает
человек в своей текущей деятельности своими внутренними состояниями и своими
мыслями и планами.
Приступая к изучению и пониманию управляющей разумной
системы, следует отдавать себе отчет, что это никак не может быть отрицанием
предшествующего этапа жизни. Это не следует воспринимать как перемены и
потрясения, в результате которых человек собирается начинать свою жизнь «с
чистого листа». Способности к самоорганизации, заложенные от природы в человеке
и его мышлении, должны стать той опорой в системных преобразованиях, которая
позволяет глубже понимать не только свои внутренние состояния, реакции ИРБ и
избыточные напряжения. Это понимание жизни как единого взаимосвязанного процесса
с жизнью социума и задачами собственного развития.
Как уже отмечалось, именно процессы развития являются
условием продления жизни, а обновление понятий и представлений в своем
мировоззрении позволяет не использовать программы и установки ИРБ в своей
деятельности. На наш взгляд, с учетом уже изложенного в текстах по
темам «Разум как управляющая система», целесообразно начать анализ структуры
образа мыслей с привычных программ мышления, закрепленных в детстве на основе
процессов подражания и копирования откликов взрослого окружения.
Следует вернуться к проработке рефлекторного подражания и
формирования навыков общения, взаимодействия с окружающими. Вспомним схемы
дендритных связей, которые отражали пример с привычкой у одного человека
извиняться при чихании, а у другого – слышать: «Будь здоров! – и отвечать:
«Спасибо!» Когда они оказываются вместе, то в соответствии с программой
восприятия и отклика один может оценить другого как невнимательного или даже не
воспитанного. Восприятие идет по закрепленной схеме соединений, «отвечающих» за
порядок восприятия и отклика. Этот примитивный пример был предложен в качестве
иллюстраций временной блокировки смыслового восприятия и его замены
рефлекторным.
В отношении новых идей, взглядов и подходов к ведению и
организации жизни человек так же может формировать на основе рефлекторного
восприятия отклик на основе
закрепленных соединений, обеспечивающих не только отклик, но и оценку.
Ранее этот механизм был рассмотрен как основа инструктивного мышления. Итак,
рассмотрим всю последовательность не физического взаимодействия человека с
окружающим миром.
Восприятие может быть рефлекторным или смысловым.
Мотивация может быть рефлекторной или смысловой.
Мышление может быть рефлекторным (инструктивным) или
смысловым с точки зрения свободы от стереотипов и стремлений сохранять
накопленные знания без критического анализа и обновления.
Итак, если хотя бы в одном звене рассмотренной цепочки
проявляется рефлекторность, то человек оказывается под управляющим действием
животной системы (ИРБ). Смысловая база разума (СБР) действует как управляющая
система, когда восприятие, мотивации и само мышление не имеет рефлекторных
составляющих и инструктивных привязок.
Продолжение следует.
|