PSYSTAN
Четверг, 28.03.2024, 15:04
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная ДневникРегистрацияВход
Меню сайта
Категории раздела
2024 [2]
2023 [15]
2022 [16]
2021 [16]
2020 [35]
2019 [49]
2018 [18]
2017 [9]
2016 [9]
2015 [1]
2014 [6]
2013 [7]
2012 [18]
2011 [46]
2010 [56]
2009 [2]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

16:30
Рефлекторно-личностное мышление. Коррекция.

(Тексты по теме «Сфера разума» №8)

 

Наиболее прочные и активные соединения в определенных структурах мозга (подкорке) связаны с врожденными программами ИРБ. Эти соединения срабатывают в первую очередь. Они обеспечивают реализацию  безусловно-рефлекторных программ. Кора мозга является операционным полем, на котором формируются взаимосвязи между нервными клетками – нейронами.  Нейроны соединяются аксонными связями. На основе информации от рецепторной системы тела человека и его органов чувств формируются связи между нейронами, идет образование определенных нейронных структур. Они отражают процесс познания мира человеком. Эти структуры отражают конкретные данные об окружающем мире, полученные человеком, то есть его опыт.

 

На начальном этапе жизни человека большое значение в накоплении опыта имеет подражательный рефлекс, в более широком смысле - возможность копирования поведения взрослых, их реакций, а позже и отношений. Затем процесс усложняется, но имеет в своей основе механизм формирования межнейронных связей, образующих связанные структуры во множестве зон коры. Это образует нейронно-сетевые структуры, которые и обеспечивают структуризацию коры мозга.

Повторяемость типовых жизненных ситуаций и типового отклика на них личности, проявления однотипных причин и следствий ведут к появлению более устойчивых соединений между зонами, вовлекают в более активное взаимодействие отдельные зоны коры со своими нейронными структурами с подкоркой, реализующей безусловно-рефлекторные реакции.

 

В детстве и юности накопление знаний и обретение опыта приводит к росту числа новых соединений, активность которых зависит от частоты воспроизведения нужных реакций и процессов отклика в повседневном мышлении. В результате влияния взрослого окружения, стереотипов его поведения и отношений, закладывается определенный «слой» нейронно-сетевых структур, который отражает порядок ведения жизни, общие правила отношений и ориентиры, принятые во взрослой среде. В это время человек начинает не только осознавать себя, но и проявлять свои возможности и обретенные навыки. Среди этих проявлений и устойчивых интересов проявляются некоторые черты индивидуальности, точнее, индивидуальных способностей его разума. 

 

Вместе с тем, часто воспроизводимые общепринятые правила поведения и отношений, стереотипы поведения и особенности психофизических данных человека, его личности, запечатлеваются в коре в виде весьма устойчивых нейронных связей.  Каждый раз, соприкасаясь с реальностью, человек проявлял усвоенный с детства порядок восприятия вместе с собственным личным комплексом, отличавшим его от остальных.       

 

Частота воспроизведения зависит о многих факторов. Одним из важных факторов является инструктивность мышления. Если человек не осознает рефлекторного характера своих умозаключений и откликов при восприятии реальности, то активность таких соединений поддерживается на высоком уровне.

 

Уровень работы сознания на основе знаний (II) опирается на стереотипный подход мышления. Часть навыков мышления, отражающих методы решения задач в каждой сфере жизни, может соответствовать правильным, оптимальным решениям, отражающим взаимосвязи (причины и следствия) в конкретной проблеме. Но без применения новой информации и коррекции сложившихся представлений о правильном, возможны ошибки, непонимание и, как следствие, конфликт интересов. Человек не сохраняет направленности в движении к лучшему, поскольку стереотипы и готовые знания не могут быть использованы оптимально при изменяющихся условиях деятельности и отношений.

 

Определение оптимального для себя в каждой сфере жизни на основе более экономичных процессов энергозатрат человек обретает лишь тогда, когда формирует на жизнь и ее проблемы системный взгляд. Для этого недостаточно лишь накопление знаний. Необходимо понимание физической сути взаимосвязей во всех сферах жизни, понимание смысла деятельности и планирование перспективы. Это уровень работы сознания, когда необходимо большое  количество свободных связей в коре, способных «перекоммутироваться» и образовывать новые соединения. Под этот процесс начинает изменяться биохимия организма, часть избыточных напряжений снимается.  Каждая группа избыточных напряжений образуется в результате проявления конкретных типов реакций личности, в основе которых лежат программы и реакции ИРБ. Принцип закрепления определенных структур нейронных связей с подкоркой основан на частоте воспроизведения конкретных аксонных соединений, которые «отвечают» за конкретный тип личностной реакции. При этом реакции страхов, обиды, зависти,  и т.д. могут варьироваться в широком диапазоне и сочетаться с наиболее повторяющимися реакциями личности. «Закрепление» связей конкретных нейронно-сетевых зон с подкоркой происходит в ходе повторения реакций личности, общих для различных ситуаций.

 

Коррекция личностно-рефлекторного мышления может быть основана на практике целостного, системного восприятия любой жизненной задачи или проблемы. Первичный отклик, в котором кроме реакций ИРБ присутствует и рефлекторное мышление в виде конкретного стереотипа, должен быть выделен и осмыслен. Здесь важно выделять тип собственного отклика личности. Здесь может быть полезен анализ поведения родственников, родителей, их стереотипов. Поиск в собственных реакциях подобных откликов поможет человеку правильно оценить свой привычный отклик. Далее, необходимо переосмысление своей реакции, замена более конструктивным и экономичным решением. Для подготовки, выработки решения необходимо время. ИРБ не обладает способностью распределять время и фиксировать направленность тенденций и самих процессов в окружающем мире в направлении будущего, поскольку не обладает способностью к абстрактному мышлению.

 

Эта способность не может проявиться в необходимой свободе и разнообразии до тех пор, пока сознание человека ориентировано на готовые алгоритмы ведения жизни, правила и инструкции. В связи с этим процесс формирования логических выводов во многом отражает порядок мышления и стереотипные реакции, усвоенные с детства. К этому добавляются сферы интересов человека, которые отграничивают часто конструктивную и полезную информацию от сознания, обращая ее просто в знания, которые необходимо усваивать. Здесь устойчивые связи в коре, закрепленные интересами и предпочтениями личности играют роль тормоза, блокиратора необходимых генераций логического вывода, построенных на основе всестороннего анализа необходимой информации. В итоге человек не воспринимает и не понимает часть информации из реальности и от своего организма, а выводы в его мышлении опираются на неполную информацию, ограниченную самой личностью.

 

Для более полного понимания процессов повседневного мышления человек может рассмотреть механизм его восприятия самой жизни и ее отдельных сторон, сложившийся с детства. Особенностью рефлекторно-личностного мышления является его ограниченность рамками текущей ситуации или жизненной проблемы. Здесь механизм выработки решения построен на обзоре существующих знаний и убеждений в отношении этой ситуации или проблемы (проблема может объединять ряд ситуаций и проявлений последствий применения ранее человеком мировоззрения, закрепленного на уровне нейронно-сетевых структур коры). В основе мировоззрения человека лежат представления, сформированные с периода раннего детства (наиболее устойчивые), которые не осознаются им в полной мере, но используются им для формирования отношения и генерации выводов. Для понимания механизмов включения этих представлений в процессы восприятия и формирования выводов целесообразно использовать организованный процесс анализа предшествующих событий, собственных выводов и решений по этим событиям и их обоснование.

 

Наиболее важным этапом переосмысления человеком своих решений и их обоснования является анализ мотивов и причин принятия самих решений. Необходимо более полное абстрагирование от текущей информации и задач, которые зафиксированы в мышлении как значимые или срочные. Для этого необходима организация времени, позволяющая выделять нужный его ресурс на работу по осмыслению своих представлений и решений в основных сферах жизни. Программы и реакции ИРБ активны тогда, когда нет конкретной информации от сознания, объясняющей процессы жизнедеятельности и определяющей перспективные задачи, энергозатраты и восстановление (организованный отдых) в русле организованной и все более непрерывной деятельности.

 

Особенность рефлекторно-личностного мышления еще и в том, что оно не исключает интереса сознания к чему-либо из вопросов ведения жизни, но оно избирательно. Выделяя лишь фрагмент информации из круга необходимой и достаточной, рефлекторно-личностное мышление опирается на свои приоритеты и предпочтения личности, связанные с вкусом и сложившимися стереотипами в оценках окружающего мира, людей и собственных возможностей и способностей. Здесь срабатывают те нейронно-сетевые структуры коры, которые наиболее часто взаимодействовали с подкоркой, генерируя отклик совместно с ИРБ. Мышление такого рода является неотделимой частью арсенала возможностей повседневного мышления человека, но отличается у каждого человека своими особенными «акцентами», ведущими к доминированию одних интересов личности в ущерб целостной картины жизни в сознании и пониманию человеком реальности.

 

Для организации процесса коррекции этого мышления и перехода на более высокий его уровень важно использовать те же механизмы формирования аксонных связей в коре, но применять их на основе понимания сути системно организованного мировоззрения и мышления. Для этого нужно всегда использовать подход к восприятию на основе построения сначала возможно целостной картины вопроса, для этого всегда выделять время. Это означает, что нужен контроль над первичным откликом, понимая, что в него входят и генерации логических выводов нашего мышления, но построенные на рефлекторно-личностной основе. Не спешить с откликом, ответом, решением, а рассматривать все в системе взаимосвязей, взаимозависимостей без устремленностей личности.

 

Устремленность личности сразу дать ответ или приступить сразу к решению проблемы продиктована активностью тех нейронных связей, которые наиболее часто «использовала» личность ранее вкупе с реакциями ИРБ, направленными на достижение устойчивого положения личности в ее социальном окружении. Для этого ИРБ, спровоцированная направленностью хода мыслей личности «включает» надпочечники и формирует активное состояние готовности преодолеть препятствие, проблему путем быстрого решения и его быстрого исполнения. Другая программа рефлекторно-личностного мышления связана со стремлением уйти от решения и деятельности на основе страха порицания, осуждения и наказания, закрепленного с детства в виде комплекса нерешительности, неуверенности в себе, страха ошибки, недоверия своим возможностям и страха собственной несостоятельности. Последнее значимо влияет на множество программ нашего мышления в повседневности, пока сознание не организует циклический системный процесс переосмысления всех сторон нашего рефлекторного восприятия и мышления.

 

Практика специального выделения времени (его организации) на осмысление своих откликов, а затем и озвученных ответов, решений позволяет, со временем, замещать рефлекторно-личностные отклики в мышлении человека на системную работу по всестороннему рассмотрению и обоснованию своих выводов с оценкой значимости самой проблемы для ведения жизни.

 

Наиболее универсальным из внутренних состояний организма и психики, сформированных ИРБ, является состояние «готовности ко всему». Оно являлось фундаментом для всех живых организмов и позволяло организму не быть застигнутым врасплох в условиях выживания в своей среде обитания. Это состояние воспроизводится организмом всякий раз, когда он сталкивается с хоть какой-либо неопределенностью в отношении процессов насыщения, деятельности, условий отдыха, не говоря уже о наличии потенциальной опасности.

На уровне рефлекторного мышления, когда человек уже опирается на знания, формирует самостоятельно логические выводы и оценки в отношении исследуемых процессов реальности и собственной жизни, «готовность ко всему» проявляется в виде более активного состояния части нейронных связей в коре его мозга. Это механизм быстрого перебора готовых знаний о предмете, процессе во внешнем мире, включая целую систему различных признаков и ассоциаций, усвоенных с детства. Они могут быть связаны с опасностью порицания, осуждения, наказания, страхом голода, страхом своей несостоятельности и возможности остаться в одиночестве и многое другое.

 

Механизм воспроизведения отклика   в повседневном рефлекторном мышлении задействует те зоны коры и те нейронно-сетевые структуры, которые «отвечают» за отклик на признаки, перечисленные выше. Во избежание этого необходимо превентивное вмешательство сознания с заготовленной информацией об отсутствии опасностей голода, физических воздействий и трудностей, о наличии лишь смысловых задач, рассмотрение которых может быть полезным для процесса познания жизни. Установка на познавательный процесс, отсутствие бесконтрольного развития первичного отклика по организму и психике человека,  создают возможность подойти к системе мышления на основе построения сначала целостной системной картины проблемы и оценки на этой основе ее значения для ведения жизни. Затем рассмотреть возможные варианты решения и срочность самой проблемы. При этом информация, закрепленная в памяти человека как признак, на который необходим отклик в виде состояния «готовности ко всему», постепенно «угасает», замещаясь генерациями логических выводов, то есть процессами смысловой логической работы сознания. Практика постоянного использования сначала полного абстрагирования от всех ситуаций и нормализации своего внутреннего состояния, а затем рассмотрения информации извне, позволяет более полно обеспечить процесс замещения рефлекторных программ повседневного мышления на смысловую работу сознания на основе целостной информационной картины с выделениям взаимосвязей и закономерностей. Это служит основой процесса осознания своей жизни и своего образа мыслей.

 

Внимание сознания должно быть распределено относительно равномерно по всем сферам жизни и значимым задачам. Для смыслового восприятия текущих проблем и ситуаций необходима фокусировка внимания сознания, а не предельная концентрация внимания на текущей операции или действии, ведущая к воспроизведению избыточных напряжений и состояний под управлением ИРБ. Страхи и тревоги рождаются там, где отсутствует внимание и работа сознания и могут произойти «непредвиденные» и опасные события – это точка зрения ИРБ, закрепленная через взаимодействие элементов отдельного участка подкорки с определенными зонами коры, которые поддерживались в возбужденном состоянии с детства по признаку повышенной готовности и возбудимости к воздействию («угрозе») извне.

 

Когда упорядочивание и организация мышления обретают системный характер и проводятся человеком на основе переосмысления своих принципов и особенностей рефлекторно-личностного мышления, появляется возможность влияния сознания на многие процессы в организме. Начиная с фундамента – биохимического баланса. Наиболее актуальным здесь является вопрос восприятия человеком жизненной проблемы или задачи. Если в ходе его мыслей и их направленности преобладает рефлекторно-личностное мышление, то зачастую в его сознании формируется восприятие предстоящего процесса как некого действа, не вызывающего удовлетворения, тем более удовольствия. При закрепленном с детства таком восприятии предстоящих процессов деятельности (включая познавательно-смысловую, интеллектуальную) срабатывает механизм снижения синтеза гормона дофамина, «отвечающего» за удовлетворение, удовольствие. По длинной цепочке взаимосвязей между биохимическими реакциями в организме человека это приводит к снижению объемов выработки надпочечниками минимально необходимого количества адреналина, необходимого для стимуляции и поддержания активности организма и его основных систем.

 

В результате человек очень быстро начинает испытывать усталость, не закончив даже части намеченной и необходимой работы. Преодолевая усталость он начинает руководствоваться чувством долга, словом «надо» и т.п. В результате происходит переход управления к ИРБ, процесс деятельности обретает другое восприятие, возникает установка на преодоление объема работ, трудностей и т.д.   Нередко это служит одной из причин состояний хронической усталости. Главное здесь – утрата интереса сознания к процессам жизни и деятельности на основе познавательного процесса. Возникают животные генерации состояний по всем жизненным системам организма, управление от ИРБ формирует стремление к мобилизации ресурсов организма для скорейшего завершения деятельности и последующего перехода к безопасному покою в безмыслии. Осуществляется «провал» в мышлении на уровень работы, когда даже простые цепочки умозаключений и выводов даются с трудом, а «спасением» являются заготовки, усвоенные с детства и юности.  Так, зачастую, включаются стереотипы в нашем мышлении, когда человек неосознанно начинает использовать, применять готовые знания, выводы и решения, находясь под управлением ИРБ.

Процесс смыслового восприятия сделанного и предстоящего должен не порождать в сознании отношения с неудовлетворением и неудовольствием, отрицанием. Необходим конструктивный анализ, позволяющий отметить ошибки и наметить пути коррекции, улучшения. Это задает в сознании конструктивную перспективу вместо сожалений, неприятия и отрицания. Что позволяет не менять скачком биохимических составляющих баланса организма и не провоцировать формирование избытков на основе гормональных дисбалансов.

 

Практика организации все более непрерывных процессов работы сознания на основе конструктивного восприятия даже ошибочных выводов и действий приближает человека к закреплению смыслового восприятия реальности и себя. Он создает условия для формирования в образе мыслей конструктивного мировоззрения, его системной организации, позволяющей проводить систематическое переосмысление своих знаний и представлений. Этот процесс благотворно сказывается на биохимическом балансе организма, создавая условия для все более непрерывных процессов восстановления организма и его жизненных систем.

 

Таким образом, процессы развития сознания на основе познавательного отношения к жизни вместо отношения выживания являются условием продления жизни и перехода к более высоким уровням организации и работы мышления человека, когда он начинает реализовывать индивидуальные способности сознания с пользой для себя и окружающих. Непрерывность процессов работы сознания и процессов деятельности не должна восприниматься как непрерывный и изнурительный процесс каторжного труда. Это системно организованный процесс сочетания и чередования действий, внутренних состояний организма и состояний сознания. Он включает отдых, череду переключений с одного занятия на другое, с одной темы размышлений и исследований на другую. Он включает и физическую культуру,   организованный и осмысленный процесс питания и режима дня.

 

Рефлекторно-личностное мышление является неотъемлемой частью более крупного и системного процесса восприятия человеком реальности и осмысления собственной жизни, отношений с людьми. Это необходимая ступень в развитии сознания, которую проходит человек на пути к своей реализации в жизни. Важно не оставаться на этой ступени и не «проваливаться» на не всякий раз, когда возникают изменения реальности, внутренних состояний организма, отношений с окружающими.

 

Процесс коррекции рефлекторно-личностного мышления является составной частью процесса преобразования образа мыслей и самой жизни, когда человек закрепляет возможности разумной управляющей системы и осознанно их развивает. Многие стороны этого процесса весьма индивидуальны, они связаны с особенностями как физического и психического развития человека, его генетическими данными, так и с особенностями среды воспитания, общения и обучения. Все эти особенности необходимо учитывать человеку при ведении жизни, когда он делает выбор в пользу развития разума и полезной реализации своей индивидуальности.

 

 

Категория: 2012 | Просмотров: 2982 | Добавил: Olsestar | Теги: аксонные связи, системная картина задачи, нейронно-сетевые зоны, сфера разума, продление жизни, организация мышления, ведение жизни
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Календарь
«  Март 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024