PSYSTAN
Суббота, 27.04.2024, 04:13
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная ДневникРегистрацияВход
Меню сайта
Категории раздела
2024 [3]
2023 [15]
2022 [16]
2021 [16]
2020 [35]
2019 [49]
2018 [18]
2017 [9]
2016 [9]
2015 [1]
2014 [6]
2013 [7]
2012 [18]
2011 [46]
2010 [56]
2009 [2]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

17:40
Познание и развитие зависит от условно-рефлекторных межнейронных связей. (ВЖрIII)

Значимое для ИРБ человека закреплено на уровне аксонных связей в структурах коры и взаимодействующих с ней других структурах мозга, когда речь идет о программах самосохранения особи и вида. Причем сочетание устойчивых постоянных связей с временными, обретенными за период раннего детства и познания окружающего мира, образует ядро взаимосвязанных «фрагментов» соединений, образованных на основе дендритно-аксонных связей.

На уровне повседневных процессов жизнедеятельности срабатывают как постоянные связи, так и временные, установленные путем копирования, подражания, многократного повторения реакций и действий, идущих еще от взрослого окружения.

 

Постоянные, безусловные связи обеспечивают реализацию программ и реакций самосохранения, когда места в отклике организма для логических рассуждений и выводов нет. Так человек, прикоснувшийся к горячей поверхности, отдергивает руку, не задумываясь о логическом обосновании действия. Множество физиологических реакций – откликов реализуются также без участия сознания. При сильном и ярком свете срабатывает цепочка взаимосвязей структур зрительной коры, рецепторов и мышечных волокон, обеспечивающих сужение зрачка, то есть снижение освещенности сетчатки.

 

Сложнее реализуются установки, закрепленные на уровне условно-рефлекторных реакций, наработанных в период раннего детства, в среде общения и учебы и в ходе обретения личного опыта общения с окружающим миром. Известны хрестоматийные примеры, когда ребенка взрослые пугали злой собакой, которая обязательно набросится, если ребенок не слушает взрослых, ведет себя не так, как они от него ожидают. В результате во взрослой жизни человек сталкивается с установкой на страх при виде собак, что приводит к биохимическому дисбалансу. Этот дисбаланс очень хорошо чувствуют все животные, имеющие высокий уровень обоняния. Страх провоцирует активизацию надпочечников, потоотделение. Выработка адреналина повышается, «запах страха» фиксируется животным, провоцируется животная программа преследования (особенно у волкообразных) или агрессивного отклика у других животных. В результате «установка» имеет подтверждение почти в каждом случае контакта с животными.

Аналогичным образом реагирует животное и на избыточное, агрессивное состояние человека, которое не оценивается в повседневности, как реакция страха. В итоге, чем сильнее нарушено внутреннее равновесное состояние, тем активнее на этот дисбаланс реагирует животная система, например, собак. Все эти примеры на примитивном уровне показывают определенные взаимосвязи между избыточностью организма и психики и откликом на это животных программ восприятия во внешнем мире. Это следует понимать и при анализе причин конфликтного восприятия человеком окружающих людей и их собственных реакций на человека, который «им ничего не сделал, а они такие… нехорошие».

 

Взаимосвязи программ самосохранения особи и вида построены на высшем приоритете самосохранения особи лишь в угрожающей для жизни ситуации. Во всех остальных случаях самосохранение вида обеспечивает исполнение действий особи в соответствии с жестко закрепленными соединениями нервных клеток в структурах мозга и системными связями по управлению гормональным балансом, нервной системой и обменом веществ. Самосохранение вида обеспечивает реализацию рефлекторных программ сдерживания силового воздействия, даже когда идет борьба в поисках пищи. Эти программы обеспечивают консолидацию усилий сообщества, где важны каждый участник и «каждый клык», если говорить о хищниках. Травоядные тоже имеют сложную программу самосохранения вида, где консолидация на отпор и бег сочетается с коллективным охранением детенышей. И лишь в условиях смертельной опасности для особи, самосохранение вида выходит на второй план. Исключения для животного мира представляют программы борьбы самки (иногда самца) за жизнь детеныша. В итоге, можно сказать, что реализуемые в животном мире программы самосохранения достаточно жестко регламентируют не только восприятие и приоритеты в нем, но и процессы деятельности, когда выход во внешний мир всегда сопряжен с опасностью, испытаниями и угрозами.

У человека, безусловные и обретенные условные соединения аксонов и дендритов имеют роль ядра, которое многое из функций абстрактного мышления подчиняет своим отработанным программам, которые еще и усложняются за счет личностных приоритетов и ценностей, воспитанных в ходе формирования мировоззрения. И здесь важно не упускать идеи о доступности для каждого человека не только анализа этих программ, но и осознанной коррекции, позволяющей удерживать управление за разумной системой ведения жизни.   

 

Когда человек нацелен выполнить какой-то набор полезных действий, то временные соединения в аксонно-дендритных «сетях» позволяют использовать заготовленное и опробованное, что можно соотнести к знаниям, навыкам и опыту. Но сложившееся «ядро» названных соединений удерживает еще массу дендритов, «отвечающих» не только за запоминание новой информации (т.н. тонкие шипики-дендриты на поверхности аксонов), но и за хранение устоявшихся правил взаимоотношений, включая общепринятое, заведенный порядок вещей и т.п. К этому еще нужно добавить личностные установки, которые не отражают напрямую программы ИРБ, но имеют в своей основе требование сохранения правил отношений и взаимодействия, усвоенных на этапе познания мира и самостоятельной деятельности человека.

Это опыт, отражающий не только особенности отношений в среде деятельности, общения или интересов. Это опыт «переживания» отклика из внешнего мира на личную деятельность человека. В качестве такого отклика может быть чрезмерное порицание или требовательность, безразличие с точки зрения эмоций или ритуальные обязанности в общении, когда конкретные слова и поступки считаются обязательными. Их неисполнение влечет за собой обиду, порицание или недовольство, которое проявляется уже при решении каких-то других и значимых вопросов ведения жизни, совместных действий.

В результате человек сталкивается с необходимостью в ходе системных преобразований исследовать не только заведенный порядок вещей, действий и отношений, но и личностные установки на проявления этого со стороны других людей. Это означает всегда конфликтное восприятие, если человек не переосмыслил в своих «правилах и принципах» детали условно-рефлекторных навыков, которые не соответствуют деталям других людей и вызывают (провоцируют) конфликтное восприятие.

 

Если, например, уходя из дома, человек не слышит в свой адрес «В добрый час», то он может, не задумываясь, посчитать, что это проявление невоспитанности, черствости, невнимания к ближнему. Первичный отклик рефлекторного характера основан на сложившихся временных соединениях в дендритно-аксонных связях и требует переосмысления с изучением всех возможных проявлений под ситуацию. Это означает, что в ходе переосмысления того, чем неосознанно дорожит человек, начинают ослабляться, а затем, при невостребованности, угасать условно-рефлекторные навыки.

Ведь человек, переосмыслив значение этого, начинает освобождаться от груза условностей.

Слово «условности» означает набор условных, временных соединений между аксонами и группами дендритов в коре, приобретенными иногда еще с детства и закрепленными при многократном повторении. Условно-рефлекторные навыки распространяются на биохимию, физиологические цепочки реакций. Это важно осознавать, поскольку в одночасье человек не может сразу изменить соотношение во всех временных связях своей коры. Часть обретенных навыков может быть полезна и экономить время, например обновление круга значимой информации в отношении профессиональной сферы, сферы здоровья и т.п. Когда в отношении осознанного круга значимого и важного, чем дорожит личность, происходит переосознание, то процесс играет большое значение.

 

Здесь человек, оформляя свои умозаключения в виде обоснованных логических выводов, способен всесторонне анализировать основы своего мировоззрения. Мелкие и незначительные условно-рефлекторные правила и связи, отвечающие за их реализацию – являются тем ресурсом, который может пойти на развитие и понимание чего-то значимого для вектора главного в каждой сфере жизни. Наличие высвобождаемых дендритных соединений для процессов развития и понимания более сложных и протяженных процессов в окружающем мире и жизни обеспечивается в ходе системно организованных действий по их изучению (условно-рефлекторных связей) и переосмыслению. То, что приводит к потерям времени, конфликтам, энергопотерям и потерям в сфере здоровья должно переосмысливаться с заменой части отведенных соединений на простые состояния готовности к пониманию, принятию нового.

 

Вопрос информационной деятельности сознания и необходимости обновления информации по значимым и важным протяженным процессам в окружающем мире и жизни самого человека является важным еще и потому, что множество мелких и не значимых событий могут привычно занимать внимание человека в попытке «успеть за ходом жизни».

В мире и самой жизни слишком много происходит того, что привлекает внимание при рефлекторном восприятии. За этим стоит подсознательная установка еще из животного мира – не упустить каких-либо важных изменений в окружающем мире, перемещений и направленностей, поскольку это чревато опасностью. В связи с отсутствием понимания круга определяющего и важного для условий предстоящей деятельности и самой жизни, человек стремится, с опорой на условно-рефлекторные связи (поиск изменений в окружающем мире), ничего не упустить. В этой гонке побеждает постоянно меняющаяся реальность.

 

Эти изменения имеют зачастую весьма скрытые закономерности, исследование и понимание которых требует времени, внимания, интереса сознания к этому процессу. В ядре дендритно-аксонных связей, обеспечивающих программы и реакции ИРБ, а также личностные представления о порядке вещей, таких «подсетей» нет, если профессия человека не требовала постоянного обновления какого-то спектра внешней информации. Поэтому целесообразно подвести под процесс развития и понимания закономерностей вопрос необходимости освобождения от ложно срабатывающих страхов и других избыточных реакций, которые провоцируются программами самосохранения. Это означает, что при переосмыслении множества ненужных и не значимых «условностей» человек высвобождает ресурсы коры мозга для более важного процесса понимания и развития своих индивидуальных способностей сознания.

 

Понимая закономерности, освобождаясь в своем сознании от установок ИРБ на значимое для животной системы, человек обоснованно внедряет принцип разумной достаточности во всем, не формируя разрушительных устремленностей к накоплению материальных ресурсов, к максимуму всего, что может быть накоплено и сохранено. Внимание сознания начинает смещаться от поиска худшего к восприятию картины жизни в целом, в виде панорамы событий и обуславливающих их процессов.

 

Приоритеты животной системы и условности по мелким житейским установкам оказываются в одном ряду значимого для переосмысления и коррекции понимания того, что значимо для жизни под управлением сознания. Это позволяет «пропустить в понимание» смысл отношения к жизни как процессу познания. Это освобождает организм и психику от потерь времени и энергоресурсов на поддержание избыточных напряжений, необходимых для реализации устремленностей под управлением ИРБ.  Повседневность и следование заведенному порядку вещей обретает значение смысловой задачи. Наиболее экономичные и конструктивные действия могут быть обоснованы в ходе предварительной подготовки к деятельности со стороны сознания.

 

И здесь важно, на наш взгляд, человеку рассматривать привычный круг задач и отношений, которым он ранее придавал значение на основе усвоенного правила (правил) или навыка, если речь идет о ведении хозяйства. Переосознание смысла действий в заведенном порядке ведения хозяйства не означает, что человек должен отказаться, например, от поездок на дачу. Но объем энергозатрат в привычном перечне дел должен быть проанализирован и обоснован с точки зрения целесообразности и значения результатов. Многое, что позволяет высвободить время и переориентировать свои представления о значимом, находится в круге привычного, закрепленного с детства или юности. Многое, что в есть привычном круге взглядов и суждений, было сформировано в условиях противостояния с иной точкой зрения, поведением, принимаемыми решениями. Нередко привычка сделать иначе, чем требуют окружающие, зиждется на установке (условно-рефлекторных связях), приобретенной с детства. Протест или противостояние могли быть неосознанны, а позже обрести характер определенного стиля поведения (независимого поведения с точки зрения личности).

 

Таким образом, процессы познания и развития определяются возможностями человека переосмысливать привычные программы и навыки, расширять круг интересов и корректировать объем информации из внешнего мира до уровня значимого и важного для разумной системы ведения жизни, а не ИРБ.

Категория: 2011 | Просмотров: 2212 | Добавил: Olsestar | Теги: общепринятое, познание, развитие, обновление и переосмысление, рефлексы
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Календарь
«  Май 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024