1.11.2016
Планетарно-цивилизационные процессы и развитие сознания (часть I)
Системно-эволюционный взгляд на цивилизационные процессы и кризис текущего времени позволяет сделать вывод о наступлении некоего нового цикла в истории цивилизации. Системный кризис, охвативший мир в настоящее время, имеет свои особенности и сложность, связанную с остротой нерешенных конфликтных проблем в финансово-экономической и политической сферах, остротой различий во взглядах элит и корпоративных надгосударственных групп на мировые процессы и мировую власть, а также с системным кризисом экобаланса планеты. Меняется климат, прогнозируется рост геофизической активности, в системе международных отношений наступает конфликт стратегических интересов и трансформация всего круга условий и правил существования.
С точки зрения эволюционного процесса можно сделать вывод о смысле и значении происходящего, опираясь на системный подход к процессам жизни и смыслу формирования ее сложных форм. Длительный период эволюции человечество шло по пути разделения, что имело свой смысл и содержание в плане селекции по ряду требований выживания и формирования наиболее приспособленной генетики к условиям дальнейшего развития.
Были сформированы этнокультурные группы, расселение постепенно привело к освоению новых пространств. Разделение охватывало все стороны жизни сообщества, отражая особенности природно-климатических поясов, религиозных взглядов, уникальность эволюционного опыта этносов и культуры отражения реальности.
После появления ядерных технологий эволюционный цикл на разделение начинает сменяться циклом на объединение, интеграцию в интересах самосохранения цивилизации. Все встает на свои места, если остановиться на идее зарождения и развития земной цивилизации людей с целью зарождения и развития разума, способного подняться до планетарного уровня с эволюционным переходом к космическому. Тогда переходный период этого процесса становится понятным с точки зрения конфликтности, военной опасности и кризисности, включая экологию планеты.
Условиями, необходимыми для активизации эволюции сознания людей, стали процессы формирования техносферы Земли, а в техносфере – формирование информационной сферы. Это вывело информацию в разряд жизнеобразующих факторов, определяющих процессы развития и будущее цивилизации. Системный кризис обозначил настоятельную необходимость качественного изменения сознания и принципов организации отношений в человеческой цивилизации.
Информатизация жизни на основе новых коммуникаций ведет не только к росту логически-смысловой нагрузки на сознание и развитию абстрактного мышления человека. Меняются качественно возможности человека в плане образования, взаимообмена, взаиморазвития с другими людьми, группами и сообществами. Этот процесс принес и новые проблемы, например, проблемы информационного голода и перенасыщенности информацией до систематического безмыслия и несамостоятельности ума. Он принес новые формы общения и новое пространство (информационное) над границами стран и континентов.
Проявилась необходимость более глубокого осознания жизненных задач и смысла деятельности, поскольку информация стала влиять на мировоззрение, а потоки знаний стимулировать процессы активного изменения прежних знаний и представлений. Появилась необходимость в новых цивилизационных смыслах существования, взаимодействия и ориентирах на будущее. Выживание в условиях кризисов стало фактором, постепенно входящим в жизнь множества людей. Прежние ориентиры и ценности стали пересматриваться все большим числом людей, приоритеты материальных благ и потребления, породившие дисгармонию в жизненных ценностях цивилизации, стали переосмысливаться.
Каким должно быть объединение, интеграция? Очевидно, что ни глобализация по-американски, ни т.н. план Соломона о создании царства на все века, в котором просвещенные иудеи будут пасти «стада агнцев», не проходят. Какими бы не были технологии манипуляции и захвата сознания людей, они не могут, в итоге, обратить вспять основной вектор движения цивилизации – формирование и развитие Разума. Масштабность и сложность задач, стоящих перед цивилизацией людей настолько велики, что требуется многомиллиардная выборка сознаний, развитых до нужного уровня, чтобы была порождена новая идея соответствующего масштаба и качества. Это подобно нейронам мозга человека, которые обретают совокупную мощь интеллекта только после объединенного развития нейронно-сетевых структур.
Системно-эволюционный подход позволил рассмотреть циклы развития сознания в условных уровнях (см. тексты Дневника по теме «Сфера Разума»), из которых 4 уровень – это уже способность восприятия противоположных взглядов и интересов без генераций страхов и животной устремленности противостоять до искоренения противоположного. На этом уровне необходимым условием понимания и генерации логических выводов является целостная картина всех сфер жизни и стоящих задач, бесстрастность и умение корректировать личностные установки мировоззрения, поднимаясь до уровня целостности и анализа проблемы во всех вариантах без личностных предпочтений и установок.
Разумная управляющая система (РУС) на этом уровне обладает способностью брать лучшее у каждой противоположной концепции и находить результирующую их взаимодействия, направленную вверх к более высокому уровню. С этого уровня начинается понимание физической сути объединения всей цивилизации. Для процессов объединения и интеграции необходима трансформация сознания, переход на новый уровень восприятия и мышления.
Это следующий уровень организации и работы сознания человека - 5 в условном разделении. Это уровень духовного сознания, обладающего мощным интеллектом и духовными приоритетами над материальной сферой. Это не означает набожность в принятом, обывательском виде, это – духовная ответственность перед будущим за мысли, слова и действия, приводящие к вариантам последствий. Все они учитываются на этапе понимания подходов и решений, на этапе подготовки и оценки любой значимой проблемы и конкретной задачи. Значение духовной составляющей при выработке решений здесь проявляется в принципах принятия решений, когда материальные результаты не удерживают все внимание сознания, не являются высшим приоритетом. Главным здесь является реализация созидательной природы разума. При этом человек мыслит самостоятельно и ответственно.
Достаточность и необходимое – основные критерии и границы материальных интересов и мотиваций, а созидательность и гармоничность результатов входит в критерии оценки деятельности в целом. Это мировоззрение ответственных людей, мыслящих самостоятельно, заинтересованных в социальном развитии и прогрессе. Формирование этого мировоззрения облегчается наличием уже конструктивного мировоззрения, которое формирует человек в ходе работы над собой и ведения системных преобразований во всех сферах жизни. Оно способно принять и понять идею предназначения цивилизации на всю глубину. Для активного развития высокоорганизованных уровней сознания и формирования духовного сознания, духовно-нравственного взгляда в будущее необходима новая Этика, построенная на понимании взаимной ответственности людей перед будущим, на понимании взаимозависимости всех и каждого в новом мире информационной эпохи эволюции сознания.
Духовное сознание может стать основой сложного процесса объединения и интеграции людей, когда понимание целостной картины цивилизационного процесса, необходимости развития преобладает над узкими личностными интересами.
Продолжение следует
|