Осмысление собственных внутренних состояний и реакций
первичного отклика на информацию извне не может быть представлено как некий
алгоритм или инструкция. Осмысление внутреннего состояния может быть доступно в
случае освобождения организма и психики от определенных избытков, которые провоцируются
личностью и ее представлениями не только о качествах и знаниях самого человека,
но и об окружающем мире, системе отношений.
Когда человек привык не обращать внимания на свое внутреннее
состояние, а, тем более, на особенности характера и восприятия окружающих, то
решение задачи осмысления физиологических и психологических состояний
заменяется рассуждениями личности общего характера. Происходит подмена
информации об особенностях физиологических состояний человека общими знаниями,
полученными из авторитетных источников и соответствующими личностных вкусам и
представлениям. Тогда процесс переосмысления своих понятий и представлений,
знаний и личного опыта, привычных реакций, заменяется «правильной информацией»
о том, как нужно это делать, и о том, каковы причины личностного мировоззрения
и внутренних состояний. Возникает
разрыв между «правильными», но общими знаниями и своим собственным внутренним
состоянием и образом мыслей.
Привязку к конкретике своих реакций и внутренних состояний
должен обеспечивать разум в ходе самого процесса осмысления и анализа
проявленных реакций и внутренних состояний. Для полноценного «привязывания» к
своим внутренним состояниям общей информации о закономерностях формирования
избытков требуется понимание себя, механизмов взаимодействия жизненных систем
организма, принципов функционирования этих систем и важнейших внутренних
органов. Достаточность исходной информации для этого определяется школьным
курсом анатомии и физиологии. Это необходимый минимум полезной информации общего
характера. Она необходима для восприятия внутренних состояний и понимания своих
ощущений.
Эта работа по
развитию восприятия внутренних состояний и понимания их природы является
необходимой ступенью для перехода к задачам самоорганизации. Как правило,
человек этот этап игнорирует, и даже если он активно интересуется задачами
преобразований жизни и ведения жизни, он не может разобраться в конкретике
своих текущих состояний и найти возможности их коррекции. Мышление в этом
случае предлагает полезную общую информацию в виде знаний, которые объясняют
механизмы (в целом) реализации программ и реакций ИРБ, но индивидуальной
«привязки» к собственному организму они не обеспечивают. Человек должен сам
нарабатывать навык самоощущений и исследования причин своих реакций, связанных
с откликом на собственные страхи, неприятие, отрицание, возмущение, симпатии,
восторги и т.п.
Следует отметить, что взаимодействие жизненных систем
организма и психики – сложный системный процесс, в котором есть и
индивидуальные особенности конкретного человека, и общие закономерности взаимодействия
различных жизненных систем, психики и информационной работы сознания.
Тонкие моменты восприятия личностных реакций и процессов
переосмысления связаны с проявлением в ходе осмысления личностных особенностей,
доминант. Целесообразно в ходе изучения собственных личностных реакций их
группировать. Можно, примерно, обозначить следующий подход, скажем, к страхам и
их производным.
Страхи, связанные с ощущением собственной слабости,
незащищенности, ущербности и т.д. Возможно, бОльшая часть этих страхов
активно формировалась в детстве в связи с поведением и реакциями взрослого
окружения, а также среды, в которой общался, обучался ребенок.
Целесообразно разделять по своей природе страхи, связанные с
процессами воспитания и подавления со стороны взрослых.
Другая группа страхов должна изучаться в связи с физическими
данными и физическими возможностями, которые проявлялись в детстве и могли
формировать сильнее, чем у окружающих, чувство слабости, ущербности,
незащищенности. Важно отметить, что в период детства личность, как правило,
подвергается воздействиям доминирующих личностей, которые культивируют одну или
две статьи личностного превосходства. Если в детстве чье-либо превосходство
слишком доминировало, то человеку необходимо оценить и проанализировать то, на
чем «взращивалось» ощущение незащищенности и ущербности. Здесь важно выделять
уровень развития, с которым ребенок вошел в детскую и подростковую среду,
уровень физических возможностей и уровень информированности и знаний.
В ходе анализа необходимо отслеживать ход мыслей, направленный на
осуждение и переживания. Такой ход выхолащивает сам процесс осмысленной
коррекции, поскольку, благодаря ассоциативному мышлению и памяти,
воспроизводятся обиды и переживания, что блокирует рассуждения и анализ.
Итак, отведя в сторону воспроизведение переживаний, человек
должен провести анализ своих ощущений слабости и ущербности, выделяя, прежде всего, причины, и
понимая то, что он может в настоящем времени изменить и доработать.
Здесь важно понять простую вещь. Обретенные в детстве страхи, черты характера и
комплексы в подавляющем большинстве случаев могут быть скорректированы самим
человеком, который осознал необходимость самокоррекции и развития. Это протяженный
процесс, который позволит устранить корни тех былых состояний, которые усвоила
психика и постоянно воспроизводит в организме, провоцируя ИРБ.
Осознавая круг значимых и определяющих задач в каждой
сфере своей жизни для ее продления и полезной реализации индивидуальных
способностей разума, человек может этот круг существенно конкретизировать
перечнем тех задач, которые требуют доработки с целью существенного снижения, а
в отдельных случаях, просто исключения из своих реакций необоснованных
генераций страхов.
Человеку в настоящее время предоставляются весьма широкие
возможности для изучения любых сфер знаний на необходимом уровне глубины. Важно
осознавать, каких именно знаний не хватало в детстве, и что целесообразно в
настоящее время изучить и дополнить, обновить или обрести новое. Страх
во всех его производных проявлениях с оттенками и дополнениями со стороны
личности, особенностями факторов среды, в которой рос и развивался человек, является
основным инструментом блокирования возможностей разума, мобилизации
психофизиологических ресурсов, которая провоцируется конкретными типичными
ситуациями, «усвоенными с детства».
Так, например, человек уже в зрелом возрасте, руководя
кафедрой крупного ВУЗа, может реагировать на информацию о приглашении его к
ректору в виде привычного отклика-вопроса: «За что?» Впоследствии он объясняет,
что это естественный ход мыслей на уровне первичного отклика, по привычке,
усвоенной с детства. Повышенная строгость и требовательность одного из
родителей привела к тому, что человек на всю жизнь усвоил то, что если о
чем-либо спрашивают или куда-либо вызывают, то будут порицать и наказывать.
Конечно, чуть позже, этот человек осознает
необоснованность такого первичного отклика и вопроса, но в организме
срабатывает программа в ходе первичного отклика в виде формирования конкретного
физиологического состояния, хотя и не в самом избыточном варианте, по сравнению
с детством.
Что может человек реализовать сразу, корректируя свое
привычное внутреннее состояние, свой привычный первичный отклик? Прежде всего,
на наш взгляд, необходимо «поймать» себя на внутренней готовности испугаться.
Необходимо нормализовать положение диафрагмы (5-7 сек. «нижнее дыхание») и
задать себе вопрос - есть ли прямая физическая опасность? Ведь для
всей психофизиологической системы организма, управляемой ИРБ в ходе первичного
отклика, это является самым важным. Животная система так реагирует
на все, что, потенциально, опасно. Вопрос в том, какая именно опасность
существует. Для животной системы опасно все то, что дает система мышления в
виде образа (хода мыслей), который представляет угрозу. Угрозу не физической
смерти в когтях хищника, а угрозу скандала, порицаний, разборок и т.п. Если
сознание «объясняет» организму, что физической угрозы нет, а есть смысловая
задача общения, отношений, конфликта интересов, то дальнейшее «раскручивание»
программ страхов угасает. Необходимо сразу же после первичного отклика
перевести ситуацию на уровень смыслового восприятия, осознанно снижая тонус
нервной и мышечной систем путем нормализации положения диафрагмы и процесса
самого дыхания.
«Отключение» внимания
на дыхание в течение нескольких секунд позволяет обеспечить затем «подъем» на
уровень восприятия ситуации со стороны, восприятия стороннего наблюдателя.
Другая сторона страхов, связанных с чьим-либо доминированием,
относится к готовности защищаться, оправдываться без причины или противостоять.
Как правило, в основе такого отклика еще лежит и глубокая неуверенность в
себе, вынесенная из детства и закрепленная в юности в результате
необоснованных решений, импульсивных действий и их результатами. Результаты
подобного рода зарождают сомнения личности в способности логически обоснованно
разобраться в тех ситуациях, которые, якобы, навязаны враждебными замыслами
окружающих. В таких ситуациях, когда
импульсивность, возбудимость усилены первичным откликом, важно откровенно их
выделить для себя и распознать это состояние.
Дело в том, что именно это состояние имеет под собой базу
в виде мобилизационной программы физиологических ресурсов. Возбуждение
усиливается за счет дополнительного вбрасывания в кровь адреналина, что
позволяет (учитывая практику с детства) обеспечить импульсивную реакцию
готовности к силовому отклику. Напряжения по ротовой полости от жевательных
мышц и языка «передаются» и тканям носоглотки, поскольку срабатывает единый
комплекс напряжений отклика. Это ИРБ так оценивает ситуацию и руководит
ответными реакциями. Комплекс напряжений по голове, шее и туловищу решает одну
задачу – повысить устойчивость в ходе противостояния «силовому напору» извне, Здесь
«силовой напор» - продукт домысливания, которое не осознается и является
привычной составляющей отклика, рожденного страхами и неуверенностью.
В животном мире работает последовательность «страх →
агрессия». Под это формируется
физиологическое, биохимическое состояние организма. Это состояние не
устраняется мантрами о его животном характере или самовнушением об абсолютном
личном спокойствии (т.е. «задавливанием» вовнутрь силовым путем своего
истинного возбужденного состояния). Необходимо большое количество раз
практического фиксирования начала этого состояния с вопросом самому себе: «Что
я получу в результате? Чего не понимаю в сложившейся ситуации?»
Необходимо отметить, что обширные знания в отношении
механизмов работы ИРБ не могут заменить конкретную
работу по фиксации и пониманию природы своего текущего внутреннего состояния.
После снятия избыточных напряжений и получения доступного на текущий момент
внутреннего равновесия необходимо начинать работу по «объяснению» своей личности
и ИРБ сути своей реакции и нецелесообразности ее формирования. Для этого
необходимо освободиться от всех, якобы, важных собственных достижений и знаний
в отношении общего процесса преобразований и природы инстинктивно-рефлекторного отклика.
Личностная сторона накопленных особенностей в виде
возбудимости, импульсивности, готовности указать и отстоять то или иное
положение в своем представлении, заслуживает основного внимания и требует
длительной конкретной работы на уровне смысловой базы разума, то есть смыслового
объяснения своей особенности
личностного восприятия. Объяснение того, что этим дорожить не следует, не
целесообразно и не выгодно, должно сочетаться с техникой переключения
внимания в момент своего отклика на общую картину ситуации.
Важно отметить, что это достижимо в большей мере тогда,
когда человек понимает общие закономерности процессов в окружающем мире, в
сферах жизни социума и общие закономерности в восприятии людьми этих процессов.
Тогда не будет в первичном отклике доминировать разделения на плохое и хорошее.
Будет понимание того, что то, что условно называется «плохим», является
проявлением конкретных закономерностей, а на уровне социума – конкретных
протяженных процессов, которые закономерно приводят к определенным реалиям. Восприятие переводится из плоскости
переживания в плоскость понимания закономерностей и смыслового поиска
логических решений по улучшению ситуации.
Когда человек проявляет импульсивность, возбудимость,
моделируя, фактически, одного из родителей (или кого-то из взрослого окружения
в своем детстве), человеку необходимо, прежде всего, самому осознать это
проявление. Для этого нужны многократные повторения процесса переосмысления
своих реакций.
Страх сознаться себе в том, что эти реакции доминируют и в
чем-то своем повторяют реакции кого-то из взрослых, образы которых закреплены в
памяти с детства, является препятствием на пути практической коррекции отклика.
И здесь важно принять идею, нужную для ИРБ, что человек ничто не утрачивает,
отказываясь от привычного отклика, наоборот, обретает свободу при смысловом
восприятии. Опасность быть подвергнутым порицанию и осуждению ему не грозит,
поскольку он в состоянии обоснованно
изложить свои решения, взгляды и планы действий. Если же порицание
привычно проявляется в его адрес без логического обоснования, по привычке, то
он сохраняет достигнутое равновесие.
Зная механизм собственного отклика, он может осознанно
скорректировать свое внутреннее состояние, постепенно внедряя в практику
отношений предварительное обоснование своих взглядов, предложений и решений,
обосновывая целесообразность и не реагируя на уровне ИРБ на стереотипные
проявления известной ему личности (личностей).
Так, сохраняя внутреннее равновесное состояние, человек
способен постепенно замещать свой первичный отклик в виде импульсивности и
возмущения осмыслением стоящей проблемы и обоснованием путей ее логического
решения. После этого он обретает возможность формировать с кем-то из своего
окружения общее видение лучшего или находить приемлемые компромиссные решения
там, где был конфликт отношений.
|