Переосмысление проявлений стереотипов, связанных с
привычкой ожидать личностью человека чудесных изменений и обстоятельств,
которые реализуют желаемое, целесообразно начинать с понимания механизмов
реализации программ ИРБ обеспечивать ведение жизни от обстоятельств.
Не задумываясь о закономерностях
процессов окружающего мира и воспринимая жизнь сквозь призму текущих
трудностей, человек выстраивает свои мысли и действия с опорой на оценку
текущего обстоятельства или наличия срочной проблемы.
Многое в своей жизни и принципах построения отношений
с окружающими человек просто не осознает, а программы ИРБ стремления к конечному результату и завершенности
позволяют не фокусировать внимания сознания на наиболее общих процессах во внешнем
мире. Между тем, эти процессы задают, в конечном счете, условия для
деятельности в будущем, да и самой жизни.
Строгость программ животной основы обусловлена тем,
что в условиях противостояния с опасным и непредсказуемом внешнем миром,
животное должно обеспечивать, прежде всего, задачу выживания. Это означает, что
«здесь и сейчас» имеет первостепенное значение. Если упустить из виду
то, что в данный момент изменяется (например, траектория движения другого
животного, объекта неизвестной природы и т.д.), то это может принести
смертельную опасность. Все определяется конкретикой текущего момента. В текстах
о ведении жизни на основе системного подхода от сознания, а не от ИРБ,
многократно рассматривались различные особенности восприятия животной основы и
смыслового восприятия жизненного процесса. В задачах организации мышления для
ведения системных преобразований мы определили, что необходима целостная
системная картина жизни в основных ее сферах для понимания человеком принципов
ведения жизни на основе видения основных
тенденций и образующих процессов.
От них рассматривается и своя текущая деятельность,
«взгляд с холма» позволяет регулярно возобновлять в своем сознании эту
целостную картину и своевременно ее корректировать в соответствии с изменениями
во внешнем мире, которые носят значимый характер для условий жизнедеятельности
и перспективного планирования своего процесса деятельности. Это основа для
понимания идеи единства процессов изменений, которые адекватно воспринимаются
лишь тогда, когда человек имеет системный взгляд на процесс в целом, понимает его
закономерности. Понимание
закономерностей внешних процессов позволяет легче воспринимать незнание
каких-то частных фактов и не провоцировать ИРБ на формирование состояний
тревожной готовности в ожидании худшего.
Это состояние
формируется в обход сознания человека и основано на более общем и универсальном
состоянии организма и психики человека – готовности ко всему. Это состояние
формирует ИРБ, когда человек без предварительной подготовки и подбора
необходимой информации выходит в социум и, не изучив обстоятельств и условий
выполнения действий, приступает к их реализации на основе своих представлений.
(см. «Разум как управляющая система», «Значение образующих факторов..», «Системный
взгляд на жизнь и ее продление»).
Но существует постоянно повторяющаяся подсознательная
установка ожидать какого-то неожиданного и непредсказуемого благоприятного
события, которое улучшит ситуацию, даст личности человека желаемое. Это идет с
доисторических времен, когда человек вел силовым путем борьбу с окружающими
силами природы, непознанными им и дикими зверями, часть которых обретали
мифологические черты и свойства, обретали статус тотемного животного,
покровителя и т.п. Незнание окружающего мира, отсутствие знаний о процессах и
закономерностях в нем, не понимание собственной жизни с точки зрения разума не
позволяли человеку воспринимать мир и себя целостно, а жизненный процесс предсказуемым на основе познаваемых
взаимозависимостей и системных закономерностей.
Неосознанно распространяя такой подход и такое
восприятие на конкретику частной жизненной проблемы, человек ожидал помощи и
благополучного стечения обстоятельств не ведая о том, что все эти возможности
предоставлены его разуму и ждут реализации в более организованном процессе
жизни. Это одна из особенностей
работы программ самосохранения в ИРБ, когда вместо всесторонне взвешенной и
изученной проблемы, вместо анализа возможностей и организации необходимого
взаимодействия, человек ждет чудесного стечения обстоятельств.
Так животные программы самосохранения, выходя на ступень
рефлекторного мышления подменяли свою
неспособность к работе высокого уровня сознания представлениями о чуде и
везении, доводя это до рефлекторной программы по всем вопросам в трех
главных сферах жизни. Поэтому в современном мире человек, опираясь на
достижения цивилизации и используя передовые технологии остается «привязанным»
к установкам ИРБ, требующим изучения и внимания со стороны сознания. Ожидания
остро желаемого, вера в возможность получения этого желаемого и представление о
благоприятном результате, которого «очень хочется», без разумной организации
деятельности и взвешенной, согласованной с людьми работы, порождают
предвкушение. И здесь важно, на наш взгляд, понимать физическую, физиологическую
основу процессов ожидания остро желаемого и предвкушения.
Предвкушение (не только еды, но и информации, события)
воспринимается ИРБ, как предвкушение только еды. Из-за этого пищеварительный
тракт человеческого организма (у животного такого нет) начинает биохимическую
подготовку к перевариванию «пищи» которая еще не попала и никогда не попадет
физически в желудок.
У животного – проще: оно видит пищу, чувствует ее
запах, система пищеварения готовится к работе, затем работает реально.
Пищеварительный
тракт человека в ответ на предвкушение (не еды) тупо начинает вырабатывать
желудочный сок, панкреатический сок, печень начинает вырабатывать желчь, а
поскольку пищи в тракте нет, то все эти вещества начинают раздражать стенки
пищеварительного тракта. Состав соков
будет зависеть от того, что предвкушает человек. Если он мечтает вцепиться в
горло противнику, то очевидно, что состав пищеварительных соков не будет
соответствовать присутствию в желудке растительной пищи. То есть, если человек
вечно недоволен поведением окружающих, то чтобы желудок не переварил сам себя, ему
необходимо питаться чуть ли не сырым мясом. А поскольку такое в повседневной
жизни невозможно, то гастрит с повышенной кислотностью, а затем – язва желудка
или двенадцатиперстной кишки ему обеспечены.
Повышение кислотности желудочного сока приводит к
рефлекторному пережатию перехода желудка в двенадцатиперстную кишку, а при
длительном раздражении этой зоны кислотой интенсивность пережатия ослабевает, и
переход раскрывается. Это приведет к попаданию кислоты в 12-перстную кишку,
слизистая которой не рассчитана на соприкосновение с кислыми средами. В
результате человек получает воспаление 12-перстной кишки или ее язву.
Предвкушение приятных событий, которые не всегда могут
произойти в реальности, погружение в мечты, приведет к подготовке
пищеварительного тракта к перевариванию пищи, содержащей большое количество
углеводов (крахмала или сахара).
Если человек
производит действие, оценивая их, как производимые не для себя, то ИРБ воспринимает
это, как невозможность съесть плоды своего труда. На уровне рефлексов это будет
восприниматься, как необходимость тормозить деятельность работы
пищеварительного тракта и постоянную готовность к голоду.
На уровне повседневного мышления человек не оценивает
свои внутренние состояния с точки зрения присутствия ожидания и предвкушения.
Он считает, что по ходу дел, отвлечений и разговоров, его организм работает
«как положено», он предоставлен сам себе. Когда неожиданно начинаются болевые
ощущения, то поиск причин зачастую сводится к вариантам легкого отравления,
большим перерывам в приеме пищи и т.п. Почему человеку, приступившему к
системным преобразованиям жизни, следует систематически уделять внимание
ходу мыслей в связи с ожиданиями и предвкушением?
Помимо общей
задачи организации мышления, формирования системного, созидательного образа
мыслей, в текущей деятельности сознания человека всегда присутствует что-то из
конкретных событий, отраженных в ходе психоэмоционального отклика личности,
которая процесс деятельности или отношений с людьми сводит к конкретным
результатам.
Либо ожидаемым, лучшим, либо негативным или действиям
по компенсации результатов ошибочных решений. Мотивировка на этом уровне
хода мыслей не осознается человеком, если он специально этим не занимается,
этого не понимает.
Между тем, даже мысленное сожаление или надежда на
благоприятный исход без смысловой подготовки и организации этого результата,
приводят к тому, что включается программа ИРБ, связанная с подготовкой
преодоления неприятного, негативного, нежелательного. Это тот случай, когда в обход сознания человека, ИРБ
начинает готовиться к получению какого-то результата. Если это протяженная
работа, то при формировании состояния усталости на уровень мышления выводится
«случайная» мысль о том, что «скорее бы все кончилось». Затем другая мысль, как
бы хорошо было бы, если бы…. Это означает, что ИРБ подготовила организм к
рефлекторному восприятию действий на основе уже затраченных энергоресурсов,
когда сформировалась усталость, а информации
от сознания о запланированном и обязательном возобновлении энергопотерь не
поступало. Поэтому так важны диалоги сознания с ИРБ, когда человек
каждый раз фиксирует попытку животной системы переключить внимание сознания
через отвлечения на мечтания.
Естественный ход деятельности с ее узловыми и
значимыми задачами и их организацией могут осознаваться человеком, но перерывы
и отвлечения в работе сознания в ходе текущей деятельности будут тем чаще, чем
слабее организована работа сознания по контролю над направленностью хода
мыслей.
Формирование
фрагментов из наиболее желательной картины результатов или ожиданий оказывает
решающее влияние на состояние физиологического баланса организма. В
рассмотренных примерах ЖКТ моделировал процессы, необходимые для приема и
переваривания реальной пищи.
И так, общий
вывод. Под пищей ИРБ понимает любую информацию о предстоящем событии,
информацию из мыслеобраза, когда отвлечение и фантазии в мысленной картине
организмом «принимаются за чистую монету». Предвкушение чего-либо, при
многократном повторении, формирует устойчивую рефлекторную программу
задействования всего биохимического баланса для обеспечения работы ЖКТ. |