PSYSTAN
Пятница, 19.04.2024, 18:42
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная ДневникРегистрацияВход
Меню сайта
Категории раздела
2024 [2]
2023 [15]
2022 [16]
2021 [16]
2020 [35]
2019 [49]
2018 [18]
2017 [9]
2016 [9]
2015 [1]
2014 [6]
2013 [7]
2012 [18]
2011 [46]
2010 [56]
2009 [2]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

19:12
Осознанность памяти и понимание процессов мышления

Осознанность памяти и понимание процессов мышления

(Текст №2 тема «Сфера разума. Осознанность»)

Осознание процессов собственного мышления необходимо для выявления стереотипов, проявлений рефлекторного мышления на основе инструкций, усвоенных с детства. Осознание различия между знанием и пониманием позволяет выделить и понять главное – человек опирается на знания и представления, опыт, и только при крайней необходимости формирует новации.

Такой механизм мышления сформировался эволюционно, когда хранение и приумножение практического опыта выживания и жизнедеятельности повышало безопасность жизни и ограждало от ошибок. Значительный этап биологической эволюции человеческого вида заключался в жесткой селекции, когда животная управляющая система для самосохранения особи и вида опиралась на выверенный опыт многократно повторенных действий с определенным результатом. Это было важно для расширения условно-рефлекторной части ИРБ, необходимой для более полной адаптации человеческого вида в условиях выживания силовым путем на основе программ и реакций ИРБ. Направленность эволюционного процесса вела к усложнению задач выживания, а расширенное воспроизведение вида требовало в каждом цикле хранения и приумножения навыков и практического опыта. Высоко ценились знания и навыки, практика их применения на основе запоминания и многократного повторения.

По мере формирования результатов практической деятельности, начиная от охоты, войн и заканчивая обустройством жилища и организацией совместных действий в сообществе людей, формировались знания, которые можно было передать следующему поколению. Ценность памяти, способной воспроизводить знания и необходимую информацию для отработки навыков была очень высокой. Это стимулировало сознание человека для познавательной инициативы, но лишь в тех случаях, когда готовых ответов не было или они были вне сферы знаний и понимания. Знания начали хранить на стенах пещер, на табличках, на бересте, папирусе и т.п. Обращение к таким знаниям требовало времени и иногда весьма протяженных перемещений, что вело к постоянной востребованности иметь информацию для практических действий и извлекать ее из собственной памяти. Так на рефлекторном и организационном уровне жизни был закреплен особый приоритет памяти и знаний, а мышление строилось с опорой на память и умение быстро и точно воспроизводить информацию из нее.

По мере развития человеческого сообщества сфера знаний и навыков расширялась, возрастали объемы информации, которые надо было хранить в памяти. От простейших навыков и примитивного опыта человек стал переходить к задачам понимания явлений и процессов, происходящих в окружающем мире и в сообществе людей. Такая эволюционная направленность развития на основе самосохранения особи и вида привела к более активной работе структур мозга и их развитию.

 Итак, знания всегда передаются на основе речи, буквенной, цифровой, графической и т.п. информации и несут определенный результат деятельности. Понимание это сложный процесс генерации умозаключений с использованием некоторых исходных базовых знаний. Понимание нельзя передать, но можно создать условия, смысловую мотивацию и подготовить информацию (знания) для этого процесса.

Результатом понимания как процесса восприятия, обработки информации, генераций умозаключений и выводов являются знания в том или ином виде, требующие практической проверки и коррекции.

Рефлекторно-инструктивный характер мышления человека формировался эволюционно на основе определенных требований исполнения общих правил жизнедеятельности, поведения и отношений. На протяженном этапе биологической эволюции это позволяло человеческому сообществу выживать и расширять сферы своей жизнедеятельности, отношений, познания реальности. Поэтому в механизмах мышления человека всегда используется правило - после восприятия и получения информации до последнего момента использовать готовые решения, методы и практику из памяти или из внешнего мира. Особое место здесь занимают стереотипы, которые современная наука определяет, как чувственно окрашенные образы, аккумулирующие в себе социальный и психологический опыт личностного общения и личностных взаимоотношений людей. Стереотип служит задаче облегчения восприятия и понимания сложных процессов. Стереотип использует пласт памяти и навыки рефлекторно-инструктивного мышления, выработанные эволюционно.

Для ведения жизни от ВК целесообразно опираться на следующие идеи для коррекции процессов воспоминаний и повышения осознанности всего, что хранит память. Необходимо отметить следующее.

  1. При срабатывании стереотипа не задействуются высокоорганизованные уровни сознания (ВК) на основе смыслового восприятия.
  2. Мышление опирается на память и готовые логические конструкции инструктивного характера.
  3. При воспоминании срабатывает, если нет контроля ВК, не только фактическая память, дающая информацию для анализа и изучения причин и следствий прошедших событий и действий. Если нет контроля от ВК, то воспроизводятся и психофизиологические состояния, соответствующие прошедшим событиям, конкретным воспоминаниям.
  4. Зачастую срабатывают ассоциативные связи и аналогии, которые формируют цепочки отвлечений внимания сознания с многократным его переключением от одного события или факта к другому.
  5. При отсутствии контроля от ВК и отсутствии смыслового запроса на воспроизведение информации из памяти человек «теряет нить», и воспоминания приобретают спонтанно-хаотичный характер. При этом лимбическая система выходит из равновесия, что соответствует воспроизведению эмоциональных переживаний, связанных с воспоминаниями.

В результате, даже если была логически-смысловая мотивация для воспоминаний с целью изучения прожитого опыта и совершенных ошибок, то эта мотивация разрушается, что снижает уровень осознанности процесса воспоминаний. Психоэмоциональные реакции начинают стимулировать процессы переключения внимания сознания с одного воспоминания на другое с постепенным завершением генераций логических умозаключений и выводов.

Для оптимизации процесса осознания пройденных этапов жизни, анализа внутренних состояний и действий, а также для управления вниманием сознания при решении задач ведения жизни необходимо воспроизведение информации из памяти контролировать от ВК, а сами воспоминания не должны быть спонтанным и хаотичным процессом, порождающим психофизический дисбаланс.

Целесообразно помнить, что при срабатывании стереотипа происходит формирование ускоренного отклика, и человек, зачастую, не контролирует ход своих мыслей в неосознанной устремленности обеспечить ответ на информацию извне. Для ведения жизни под управлением ВК необходимо воспроизведение из памяти любой информации осознавать, имея четкий ответ на вопрос «Что я осознаю в текущий момент времени? На каких воспоминаниях остановилось внимание сознания и почему

 Целесообразно помнить, что мозг не в состоянии генерировать смысловую мотивацию обращения к памяти без инициативы со стороны сознания человека. Человек должен ее (смысловую мотивацию) формировать сам, не отвлекаясь на то, что память может давать без смыслового запроса от ВК. Воспроизведение информации из памяти требует дисциплины ума и понимания смысла, цели и значения воспоминаний, включая восприятие внутреннего состояния в самоощущениях. Когда человек решает какую-то сложную задачу и по ассоциации с чем-либо начинает воспроизводить какую-либо информацию из памяти, это означает, что контроль со стороны ВК неустойчив. Здесь важно, на наш взгляд, помнить, что в среднем непрерывно-логическая работа сознания нарушается при переключении внимания сознания более двух раз на отвлечение. Нужно осознание момента концентрации внимания сознания на объекте из памяти.

Практика рассмотрения режимов работы мозга показывает, что попытка человека пребывать в состоянии безмыслия хотя бы одну минуту зачастую не удается. Большая часть «всплывающей информации» в сфере сознания идет из памяти при неконтролируемом процессе обращения к ней. В связи с этим необходимо контролировать, осознавать момент «всплытия» информации и уводить ее на периферию внимания, не концентрируясь и не переключаясь на нее с главной задачи. Таким образом, осознанность процесса воспоминаний – сложная задача самокоррекции и развития и является составляющей частью осознания человеком механизмов своего мышления и выявления в нем стереотипов. Осознанность в данном случае является показателем процесса преобразования образа мыслей и понимания необходимости избавляться от стереотипов мышления и бессистемного обращения к собственной памяти.

Практическая сторона работы по коррекции собственного восприятия и мышления заключается в следующем. Целесообразно иметь перед глазами понятую и сформулированную задачу, представленную в виде определенной целостной схемы, в виде некоторого смыслового вектора, которому подчиняется ход мыслей и обращение к памяти. Целесообразно помнить, что управление от ВК обращением к памяти позволяет производить процесс формирования умозаключений, анализа стоящей задачи и выводов последовательно-параллельно, не утрачивая целостной картины стоящей задачи. Это означает, что отвлечение, спонтанное воспроизведение из памяти информации и связанных с ней внутренних психоэмоциональных состояний не пропускается ВК, который управляет направленностью хода мыслей и вниманием сознания человека.

Опора на целостную картину стоящей задачи, понимание ее смысла и значения позволяют выполнять генерации умозаключений и выводов без отвлечений внимания сознания. Желательно контролировать направленность хода мыслей от ВК путем чередования в ходе размышлений и построения умозаключений внутренних состояний созерцания и рассуждения. Осознанно формируя фазу созерцания в безмыслии, человек абстрагируется от всего, что может привлекать внимание и порождать ассоциации. Притормаживание коры мозга в ходе созерцательной фазы позволяет лучше подготовиться к следующему шагу – рассуждению, изучению вариантов решения и формированию выводов в отношении приемлемых путей решения изучаемой проблемы.

Практическая сторона коррекции механизмов восприятия и мышления, связанных с неосознанностью памяти и стереотипами, заключается в систематическом рассмотрении привычной практики восприятия человеком процесса воспоминаний и, в целом, информации о прошлом. Целесообразно помнить, что рефлекторно-инструктивные механизмы мышления никак не связаны с самостоятельной, инициативной работой сознания. Они, скорее, блокируют эту работу, закрепляя низкий уровень осознанности человеком своего прошлого и причин сложившихся проблем в настоящем.

В связи с этим, целесообразно с интервалом в 30-40 минут контролировать от ВК уровень концентрации внимания сознания и изучать причины переключения внимания сознания от главной смысловой задачи на ее периферию, на воспоминания и возникшие ассоциации. Целесообразно использовать зрительный тракт для поддержания в нужном русле внимания сознания. Это достигается путем использования схемы стоящей проблемы, условий задачи, которые находятся в поле зрения человека (как говорится, «лежат перед глазами»).

Использование медитативной релаксации для наработки навыка формирования фазы созерцания и «полного безмыслия» позволяет наработать навык не только снятия избыточных напряжений (в основном), но и более тонко контролировать «самопроизвольно всплывающую» из памяти информацию без смыслового запроса на нее от ВК. Спонтанность и хаотичность воспоминаний существенно снижается, когда человек осознанно чередует темы своих размышлений и занятий и имеет план собственного процесса деятельности.

Поэтому решение поставленной задачи по повышению осознанности памяти и пониманию процессов собственного мышления связано с упорядочиванием и организацией жизненного процесса и возобновлением необходимого в каждой сфере жизни для ее ведения. Отсутствие порядка в целях и задачах, отсутствие осознанного главного вектора, направленности жизненного процесса является причиной не организованных и хаотичных по своему характеру воспоминаний. Воспоминания для ведения жизни имеют значение, когда человек анализирует пройденное, извлекает уроки из ошибочных решений и действий и не повторяет их в настоящем. Такая задача может быть смысловой мотивацией для ежедневной практики управления вниманием сознания и воспроизведением из памяти информации, касающейся прошлого, понятий, знаний и представлений личности.

 

 

Категория: 2016 | Просмотров: 1573 | Добавил: Olsestar | Теги: знания и понимание, восстановление организма, осознанность памяти, рефлекторно-инструктивное мышление, стереотипы, продление жизни, ведение жизни
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Календарь
«  Июль 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024