PSYSTAN
Четверг, 18.04.2024, 11:27
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная ДневникРегистрацияВход
Меню сайта
Категории раздела
2024 [2]
2023 [15]
2022 [16]
2021 [16]
2020 [35]
2019 [49]
2018 [18]
2017 [9]
2016 [9]
2015 [1]
2014 [6]
2013 [7]
2012 [18]
2011 [46]
2010 [56]
2009 [2]
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 1
Пользователей: 2
Николай, Ольга1957

14:57
Осмысление жизни

Для процесса ведения жизни на основе системных взглядов на саму жизнь, человека, его полезную реализацию, важно осмысление человеком особенностей своего восприятия, мотиваций к деятельности, самого процесса жизни и процесса собственного мышления. Эволюционно процесс развития способности человека мыслить неразрывно связан с программами и реакциями инстинктивно-рефлекторной базы (ИРБ), реализующей задачи самосохранения особи и вида.

 

По мере развития сознания человека, его социальной организации, стали изменяться условия и возможности для реализации им индивидуальных способностей сознания. Следует отметить, что процесс осмысления себя и своей жизни человек проводил всегда, это особенность мыслящего существа, которое формирует смысловую основу своей деятельности. Важно, на наш взгляд, выделять принципиальные положения в деятельности животной системы (ИРБ) и разума.

 

Животная система решает основную задачу – выживание. ИРБ формирует в мышлении человека установки выживать путем формирования состояния мобилизации организма и психики. Система напряжений, формируемых под управлением ИРБ, воздействует на процессы жизнедеятельности внутренних органов и систем организма, изнашивая организм, сокращая его возможности самовосстановления.

Важным, на наш взгляд, является процесс восприятия всего, что окружает человека, находится с ним в отношениях, а также восприятие человеком самого себя. Восприятие осуществляется под управлением ИРБ. Основа ее действий – готовность к выживанию на базе накопленных энергоресурсов, запасов, которые должны быть максимальны. Отношение к жизни и восприятие жизни под управлением ИРБ строится на основе программ выживания, продиктованных ИРБ и измененных в ходе эволюции от примитивной физической борьбы, противостояния до уровня мышления человека, использующего достижения цивилизации.

 

В целом, животная система (ИРБ) постулирует, что жизнь – это процесс выживания. Все процессы восприятия информации извне, направленность мышления, так или иначе связаны с программой выживания, свойственной всему живому.

В то же время потребность человека в смысловой деятельности существовала всегда, начиная с периода проявления его способности к абстрактному мышлению. Всегда была необходима способность человека познавать, находить применение новой идеи в своей деятельности, задумываться о перспективе и условиях своей деятельности и самой жизни.

 

Разум, являясь процессом информационно-смысловой деятельности человека, решал задачи организации и ведения жизни на основе интереса к окружающему миру, интереса к жизни, потребности познавать и развиваться. Следует учитывать, что живые системы обладают рядом свойств и качеств, среди которых – способность к самоорганизации, самосохранению, самовоспроизведению и саморазвитию.

 

Развитие и самосохранение являются неотъемлемыми условиями самой жизни. Чем сложнее организована биологическая система (от одноклеточных организмов до человека и человеческого сообщества), тем выше и сложнее программы этой системы по самосохранению и развитию. Роль и значение разума в ходе эволюции неуклонно возрастали, что привело к необходимости осознанной работы человека по приданию процессу своего развития системного характера.

Это означает, что восприятие человеком жизни должно строиться как восприятие процесса познания и развития, а не выживания. Это означает также, что человек должен осознавать себя как биосоциальную единицу, то есть его развитие, а значит, и продление его жизни возможно при конструктивных информационных связях и отношениях с социумом. Хотелось бы отметить, что осознанное отношение к жизни как к процессу познания создает условия для более глубокого понимания человеком не только механизмов реализации программ и реакций ИРБ, но и природы своих мотиваций и своего мышления.

Животная система на основе восприятия жизни как процесса выживания подчиняет все действия задачам потребления и накопления запасов. Она распространяет свои принципы, механизмы реализации своих программ на мышление человека, на процессы формирования его представлений, мировоззрения, восприятия окружающего мира. Животная система призывает потреблять на основе самосохранения и принципов, вынесенных из животного мира в ходе эволюции.

 

Разум, имея по своей сути созидательную природу, призывает создавать и созидать более экономичное и оптимальное на основе существующего и нового, что зарождается уже в созданном и существующем. Чем выше крен в мотивациях в сторону потребления, тем сложнее протекают процессы познания. Развитие страдает от доминирования мотиваций потреблять, поскольку ИРБ ориентирует организм и психику на конкретику текущего момента и страхи утратить существующее в данный момент.

На уровне повседневного мышления человека это воплощается в виде тревожных ожиданий и опасений того, что станет хуже, чем есть. В результате управляющее воздействие ИРБ распространяется на процессы мышления, его направленность в виде повышенной концентрации внимания на негативе, который угрожает потерей того, что существует на данный момент, в конечном счете, даже собственной жизни.

ИРБ влияла на процессы формирования мышления человека в ходе эволюции, задавая направленность мотиваций и умозаключений в сторону задач сначала собственного самосохранения, потребления и насыщения и лишь затем мотивации в мышлении и поиске информации, в восприятии информации извне распространялись на задачи взаимодействия, в определенных случаях и задачи созидания.

В связи с этим, работа по осмыслению, пониманию механизмов реализации программ ИРБ в мышлении должна учитывать необходимые условия для полноценной работы сознания, связанные с внутренним психофизиологическим состоянием человека, уровнем его возбуждений и избытков. Это определяет и значение задачи осознанного формирования равновесного внутреннего состояния, когда человек, изучая и понимая особенности своего организма и личностных реакций при восприятии информации извне, руководствуется задачей быть полезным в контактах с окружающими. Это определенная мера ответственности и разумности, которая связана с пониманием человеком особенностей восприятия психикой событий, процессов, информации из внешнего мира.

 

Человеческий разум, как уже отмечалось в текстах, является социально приобретенным и накопленным в течение жизни определенным навыком вида. Понимая, что на первых порах разум был инструментом для выживания вида, необходимо руководствоваться определенными условиями, обеспечивающими развитие индивидуальных способностей сознания человека.

 

Прежде всего, в равновесном внутреннем состоянии необходим контроль сознания над процессами восприятия. Для себя важно понимать, что необходима фокусировка внимания сознания на физической сути рассматриваемой проблемы без формирования устремленностей. Прерывание работы сознания (см. тексты «Разум как управляющая система») формируется при первичном отклике на информацию извне, который проходит под управлением ИРБ.

Следует помнить, что состояние мобилизации организма и психики необходимо ИРБ для ведения борьбы за жизнь. ИРБ распространяет этот принцип на случай информационных взаимодействий человека с окружающим миром, благодаря отточенному за эволюцию первичному отклику на все, что происходит вовне. При понимании механизма первичного отклика и собственных личностных установок, человек, благодаря диалогу с ИРБ, сохраняет фокусировку внимания сознания на сути, избегая отвлечений. Как уже рассматривалось ранее, отвлечения как процесс прерывания работы сознания, связаны с уровнем возбуждения нервной системы человека, общим уровнем избыточности организма, а также связаны с уровнем организации самого процесса восприятия информации и ее осмысления.

 

Таким образом, жизненному процессу человек может придать осознанность, приняв идею непрерывности работы сознания как наиболее выгодного режима жизни для ее сохранения и продления. Отношения к событиям и процессам в жизни человека в этом случае могут строиться на подходе при анализе любой сложившейся ситуации. Этот подход заключается в том, что человек задается вопросами, оценив при этом степень равновесности своего внутреннего состояния. При отсутствии прямой опасности физической смерти любая текущая ситуация является лишь смысловой задачей для разума и представляет интерес с точки зрения познания жизни. Важно отметить, что даже ситуации, связанные с переживаниями, конфликтностью, потерями, обидами, утратой каких-либо ценных ресурсов – являются новыми условиями, в которых необходимо учесть причины, их породившие, и найти новые решения. Не повторяясь в личностном восприятии, не повторять допущенные ранее неточности, заблуждения и ошибки – вот основа разумного, смыслового восприятия.

Вопросы, которые следует рассматривать в первую очередь при анализе ситуации, начинаются с понимания необходимости изучения сути сложившейся ситуации, ее причин и внутренних состояний, в которых находился человек накануне. Вопрос «для чего мне дана эта ситуация?» позволяет осознанно направить ход мыслей не в сторону чувственных переживаний и отражений ситуации, а в направлении анализа причин, связанных с собственным мировоззрением и представлениями своей личности.

 

Целесообразно помнить, на наш взгляд, что на этапе упорядочивания и организации собственной жизни и осмысления причин накопившихся нерешенных задач, человек неосознанно каждую ситуацию рассматривает отдельно от общей картины в основных сферах своей жизни и не связывает с результатами проявления своих личностных комплексов накануне принимаемых решений и действий, приведших к проблемной ситуации.

 

Осмысленность подхода к восприятию сложившейся ситуации заключается в анализе причин, анализе допущенных ошибок в собственных представлениях, а не в поиске виновников во внешнем мире. Внутреннее равновесное состояние, которое осознанно формирует человек, приступая к анализу жизненных ситуаций и проблем, является условием (психофизическим условием) более адекватного восприятия ситуации и формирования логических выводов для разрешения ситуации, поиску путей своих дальнейших действий.

 

Смысловое восприятие любой проблемы, задачи, ситуации отличается от рефлекторного тем, что человек осознанно уходит от эмоционально-чувственного описания стоящей проблемы и не опирается на эмоционально-чувственные ориентиры, которые отражают предпочтения его личности. Более бесстрастное восприятие структуры стоящей проблемы (это описание самой ситуации, ее схемы, причин и возможных последствий) лежит в основе формирования смысловой базы для работы разума. Осмысленность жизненной ситуации определяется уровнем понимания человеком себя и своих установок личности, проявлений в них программ и реакций ИРБ.

Важно отметить, что изучение и понимание направленности протекания внешних процессов в социуме, реального положения вещей в сфере собственной деятельности человека, определенные взаимозависимости между задачами человека и условиями его деятельности позволяют человеку сформировать целостное восприятие и понимание стоящей проблемы.

 

Основой для подобных смысловых процессов работы сознания должно быть понимание человеком сути и смысла задачи продления жизни как определяющего вектора его планов, жизненных задач и интересов. Но ключевым моментом здесь должно быть осмысление человеком существа того, что представляет собой системная польза для окружающих от его внутренних гармоничных состояний и использования его индивидуальных способностей сознания.

 

Системный характер «полезности» человека заключается не в стремлении к «разовым акциям доброты», которые очень популярны в социуме, а в том, что человек «передавая» более равновесное внутреннее психофизическое состояние, может предоставить полезную информацию для другого человека, для осмысления им существа и причин сложившейся проблемы или сложного события, породившего страдания, депрессию и т.п. И здесь целесообразно подходить к оптимизации отношений с окружающими с точки зрения понимания смысла той пользы от взаимодействия, которая им нужна.

 

Если человек воспринимает жизненный процесс как процесс познания, он задает общую направленность своего восприятия и мышления в сторону смыслового логического решения, изменения ситуации к лучшему, поиску вариантов более оптимальных, экономичных действий.

ИРБ, формируя процесс психоэмоционального отклика, задает направленность в восприятии и мышлении человека в сторону переживания, страхов и возмущения на основе состояния (организма и психики) готовности к противостоянию, преодолению или затаиванию. Страхи, инициируя программу мобилизации энергоресурсов организма, провоцируют физиологические состояния, необходимые для программ ИРБ. Способность к смысловому восприятию резко ограничивается, структуры мозга, в частности, коры и ее лобных долей, переключают свои ресурсы на обеспечение и реализацию чувственно-эмоциональных реакций. На полноценную смысловую работу этих ресурсов начинает не хватать, и включается программа рефлекторного восприятия и отклика на основе личностных комплексов и предпочтений человека. Адекватность, в целом, такого человека снижается, нарастает конфликтность в восприятии окружающего мира и себя. Комплексы личности, ее вкусы и предпочтения преобладают и становятся основным источником, генератором для принятия решений и действий человека. При этом разрушается целостная картина своего жизненного процесса и самой проблемной ситуации. Идет фрагментация мышления, памяти. Обоснованность принимаемых решений снижается до уровня рефлекторного первичного отклика под управлением ИРБ.

 

Для более плотного подключения смысловой базы разума на этапе восприятия и изучения проблемы человеку необходимо опираться на ключевые вопросы: какая информация о проблеме не известна, и что я не понимаю в сложившейся ситуации. Важно отметить, что общая не информированность личности, как правило, воплощается в стремлении настоятельно использовать свои представления, которые сложились в прошлом на основе личного опыта, личных впечатлений и переживаний. Не осмысленность воплощается в виде слепого переноса личностных представлений о ком-либо или о чем-либо на текущую проблемную ситуацию. Это порождает логическую не обоснованность выводов, решений и действий. Инстинктивно человек под управлением личностных комплексов, а фактически, под управлением ИРБ, стремится к скорейшему разрешению проблемы, опираясь на силовой принцип ведения жизни, рефлекторное восприятие и уже отмобилизованное внутреннее состояние.

Приступив к осмыслению своих жизненных проблем в любой сфере жизни, человек неосознанно формирует в своем сознании стремление быстро разобраться в истоках своей проблемы. Он начинает рассматривать свою проблему в отрыве от своего мировоззрения и круга определяюще-важных задач для ведения жизни. Не осознав главного в отношении жизненного процесса, не осознав своих индивидуальных особенностей и способностей, а также текущую рассеянность жизненных интересов и задач, человек неспособен полноценно разрешить стоящую проблему, изменив  и обновив свои представления в мировоззрении.

 

Поэтому так важно понимать значение предварительной подготовки, заключающейся в воспроизведении целостной картины основных направлений деятельности в каждой сфере жизни для ее продления и полезного применения индивидуальных способностей сознания. Главное и значимое, понятое человеком, осмысление им своих привычных позиций в мировоззрении, проявление которых привело к проблеме в жизни составляют суть смысловой базы, позволяющей адекватно воспринимать стоящую проблему и найти ее разумные решения.

 

Спонтанность реакций психики, связанные с готовностью сразу развязать все узлы и проблемы основана на программах ИРБ по самосохранению особи, когда все в окружающем мире воспринимается как враждебная сила и злой умысел. Осмысленность и обоснованность решений человека в отношении стоящей проблемы зависят от понимания им еще и основных причинно-следственных связей, существующих между уровнем избыточности организма и психики и собственным мышлением. Одна из основных причин сбоев смысловой работы сознания – стремление к быстрым решениям и собственной правоте. Здесь личность опирается на свои предпочтения, связанные с представлениями, знаниями, обретенными ранее. Личный опыт и личные переживания в прошлом становятся заменителем процесса анализа и смысловой работы разума по изучению вариантов разрешения текущей проблемы в настоящем. Неучтенные при этом причинно-следственные связи даже при временном положительном эффекте от быстрого решения начинают «работать», порождая повторение проблемы в будущем.

 

Осмысленность жизненного процесса и своих индивидуальных особенностей и способностей сознания становится полнее, когда человек рассматривает свои жизненные задачи, интересы с более общей, «вышестоящей» позиции восприятия цели, сути и смысла жизни в целом. И здесь целесообразно рассмотреть идею о всеобъемлющем характере взаимосвязи между разумом и материей. Разум как организованный информационный процесс и материя как некая организованная структура. Синтез этого – информационно-смыслового процесса и организованной структуры материи дает сам процесс жизни.

В конечном счете, в основе того и другого лежит информация, процесс ее обработки лежит в основе всего живого. Познание, как информационный процесс составляет, по сути, сам процесс жизни. Познающий человек «двигает» вперед процесс собственной жизни и обновления своего организма, обновления информации в своем сознании.

 

Процессы обновления и самовосстановления организма угасают, когда угасает процесс познания, угасает интерес разума к жизни и ее продолжению. Одной из главных проблем здесь, чисто человеческих, является отсутствие у человека осмысленной картины будущего в своей жизни, ее этапов и ориентиров. Подойдя к зрелому возрасту, человек часто уже не строит перспективных планов и не осознает  зависимостей между активностью инициативного разума и состоянием своей плоти, обрекая ее на угасание.

 

Важно, на наш взгляд, осмысливать все этапы человеческой жизни, начиная от рождения и заканчивая смертью тела. В едином потоке жизни есть все ее составляющие и все ее аспекты от рождения живого организма, его жизнедеятельности, до смерти, трансформации, распада, возрождения. Разум, достигая определенного уровня самоорганизации и самореализации, может, как организованный информационный процесс сохраниться после ухода из жизни человека и распада его тела. Создав некую информационную сферу полезных знаний, идей, информации, обеспечивающей взаимодействие между кругом людей, разум ушедшего из жизни человека продолжает существовать через осознанную деятельность этих людей. Идет развитие мыслей и идей в заданном человеком направлении, углубляясь в новое, обновляясь и преобразовываясь в практическую деятельность.

 

Чем полезнее и созидательнее набор мыслей и идей, исходящих от разума человека, тем полнее начинается реализация его индивидуальности. Его индивидуальные способности сознания находят все более полезное применение, повышая востребованность человека и наполняя смыслом его жизнь. Это связано с ощущением полноты счастья, полноты жизни и дано только мыслящему существу, осознающему смысл и суть своей жизни в полезной созидательной деятельности.

Категория: 2010 | Просмотров: 3151 | Добавил: Olsestar
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024