Суббота, 23.02.2019, 00:14
PSYSTAN
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Войти
Логин:
Пароль:
Категории раздела
2019 [9]
2018 [18]
2017 [9]
2016 [9]
2015 [1]
2014 [6]
2013 [7]
2012 [18]
2011 [46]
2010 [56]
2009 [2]
Расскажите о нас
 Дневник
Главная » 2010 » Октябрь » 15 » Обида и обидчивость
14:59
Обида и обидчивость

Наряду со страхами, выраженными явно и несущими для организма человека программы повышения его энергобаланса и общего уровня состояния готовности, реакции обиды являются наиболее острыми переживаниями, запоминающимися личностью человека. Если исходить из того, что инстинктивно-рефлекторные программы и реакции являются наиболее древней системой, сформированной в животном мире, то человек, управляемый ИРБ, при восприятии себя в окружающем мире ориентируется на установки ИРБ для стайно-стадных животных. Его выживание почти целиком определяется его отношениями с членами стаи и его местом в иерархии стаи. Для него очень важно не навлекать на себя порицание и осуждение большинства, поскольку он может лишиться поддержки коллектива в своей жизни и деятельности. В животном мире это означает неминуемую смерть в противостоянии с дикой природой, другим животным и т.д.

 

Восприятие информации извне под управлением ИРБ всегда строится на основе выделения сначала признаков опасности и угроз. Человек, являясь социальной единицей, полностью зависим от сообщества и его отношения  к нему. Когда отношение отрицательное, когда человек получает в свой адрес несогласие, угрозы (непонимание), то ИРБ формирует состояние обиды, связанное со страхом осуждения и наказания, включая изгнание из сообщества.

Страх одиночества, страх перед усилением нагрузок и общих затрат на ведение жизни в условиях одиночества является проявлением, фактически, страха физической смерти, голода и слабости. Страх собственной несостоятельности, неспособности выжить без поддержки и защиты сообщества воплощает, фактически, программу самосохранения особи, но отличается от этой программы отсутствием в полной мере мобилизационной программы физиологических ресурсов.

На первом этапе преобладают психоэмоциональные реакции, напрямую связанные с обидой. Это сожаление, досада, несогласие, возмущение. В основе этого лежат процессы восприятия человеком информации в свой адрес или вообще информации о процессах вовне, которые не совпадают с его знаниями, представлениями и убеждениями, а также оценкой собственных качеств, действий, возможностей и способностей.

 

Для современного человека обида и закрепленная черта в личностном комплексе как обидчивость, означает, что при восприятии информации извне, особенно если она в его адрес, он формирует эмоционально-чувственные переживания, связанные с несогласием и осуждением конкретных людей и процессов во внешнем мире. Следует добавить, что обида и проявление обидчивости у человека связывается также и с его представлениями о справедливости и объективном справедливом отношении к нему со стороны окружающих. Мобилизация физиологических ресурсов, связанная с готовностью противостоять, происходит под управлением ИРБ на втором этапе, то есть после процессов восприятия и формирования реакции обиды. Нередко это возмущение, но очень часто человек неосознанно формирует возмущение и готовность противостоять на основе страха порицания и осуждения, то есть реакций, не связанных напрямую с опасностью физической смерти.

Это позволяет личности человека выстраивать очень объемную базу оправдания своих внутренних состояний и реакций, связанных с реакцией на «вопиющее» проявление несправедливости. Это означает, что в большинстве случаев обида является программой психоэмоционального восприятия личностью человека, управляемой ИРБ.

Следует отметить, что в подавляющем большинстве случаев проявления готовности к обиде связаны с повышенным тонусом нервной системы и личностным комплексом стремления быть признанным и состоятельным в сообществе. При этом состоятельность очень часто не связана с материальными накоплениями и их объемами, а связывается личностью со своими качествами, действиями и способностями. Таким образом, представления о том, как должно быть, о том, как должны говорить и действовать люди, и каким должно быть их отношение к человеку, приводит его к тому, что он в ходе рефлекторного восприятия информации извне неосознанно ориентируется лишь на эти представления. Страх перед несправедливым порицанием, незаслуженной оценкой окружающих, порождает возмущение «вопиющей несправедливостью». Внутреннее состояние на уровне рефлекторных напряжений характеризуется следующим.

 

На уровне носоглотки формируется устойчивый комплекс напряжений «принюхивания» с целью уловить малейшие признаки «опасного запаха», то есть «обидных» слов в свой адрес. Поддержание этих напряжений приводит к устойчивому нарушению кровообращения и лимфооттока в слизистой носоглотки. Результатом становится предрасположенность к насморкам, разбуханию и раздражению слизистой, гаймориту, увеличению аденоидов, полипам носа. Чем дольше человек поддерживает «готовность к обиде», тем чаще он вынужден «лечиться от насморка».

На уровне глотки формируется готовность к блокировке проглатывания «невкусной» информации в свой адрес, что также приведет к нарушению капиллярного кровообращения и лимфооттока в слизистой горла, предрасположенности к тонзиллиту, фарингиту, ларингиту и т.п.

На этом же уровне формируется и готовность к блокировке вдыхания «информации», то есть готовность к выкашливанию, которая «спускается» до уровня трахеи и даже бронхов. Проблемы типа хронического трахеита, бронхита, вплоть до астматического компонента – обеспечены.

На уровне пищевода, желудка, 12-перстной кишки и далее по тонкому кишечнику – готовность к выташниванию с последующими проблемами типа гастритов, дуоденита (с вовлечением поджелудочной железы, желчного пузыря и печени).

На биохимическом уровне общего баланса организма формируются условия для активизации надпочечников с целью выброса дополнительных порций гормонов, прежде всего, адреналина. Это необходимо для поддержания состояния возмущения и готовности противостоять, осуждать и, собственно, обижаться. Следует особо отметить, что при реакциях обиды всегда под ударом смысловая деятельность сознания. Это означает, что восприятие человеком информации из внешнего мира, в том числе, в свой адрес, становится рефлекторным, отклоняется от относительной нормы биохимический баланс, формируется дополнительный уровень возбуждения лимбической системы. Это приводит к потере человеком возможности адекватно воспринимать информацию, оценив при этом свое внутреннее состояние и его равновесность. Блокируется возможность человека полноценно проанализировать воспринятую информацию и обоснованно сделать вывод в отношении, как самой информации, так и ее причин.

 

И здесь целесообразно обратить внимание на стереотип рефлекторного восприятия, который очень часто закладывается ребенку взрослыми и с детства многократно повторяется во всех сферах действий и отношений ребенка с окружающими. Речь идет о «привычке» взрослых обращаться к плачущему или расстроенному ребенку с вопросом: «КТО тебя обидел?» Этот стереотип прочно включает программы животной системы всегда искать виноватых во внешнем мире.

Дело в том, что ИРБ, как управляющая животная система весь период эволюции обеспечивала, прежде всего, задачи самосохранения и выживания. Эти задачи базируются на неукоснительном требовании – максимальное внимание, прежде всего, обращать во внешний мир и не пропустить признаки опасности или угроз. Прежде всего, для выживания важно своевременно оценить внешнюю ситуацию и на пределе возможностей организма обеспечить выживание (затаивание, бегство, борьба).

Внутреннее состояние отлеживается ИРБ человека, как правило, в обход сознания при рефлекторном восприятии. Стереотип, закрепленный с детства, что причины неприятностей, боли, обиды, всегда во внешнем мире, приводит к тому, что человек, став взрослым, свою первую реакцию на информацию извне формулирует так: «Меня обидели». Здесь следует уточнить еще один аспект, связанный с влиянием взрослых и личностным восприятием ребенка. Это связано с тем, что в детстве растущий организм, особенности физических состояний и физические возможности не позволяют, как правило, ребенку выполнять многие действия самостоятельно, включая обеспечение противостояния. Это связано с незрелостью психики и сознания и отсутствием непрерывности в работе смысловой базы разума. В этот период она формируется, закладываются основы ее развития, преобладают программы и реакции ИРБ, особенно при восприятии информации.

Состоятельность организма, с точки зрения ИРБ, это наличие энергоресурсов и физической силы, необходимой для силового противостояния. Организм ребенка этим не располагает, и отклик на неблагоприятные факторы внешней среды реализуется через эмоционально-чувственные реакции обиды (программы страхов перед угрозой и физическим насилием, естественно, приводят к аналогичным состояниям психофизического баланса, но более усиленным).

При повышенном тонусе нервной системы ребенка и капризности, когда взрослые, часто неосознанно, поощряют его желания и запросы, данный стереотип закрепляется сильнее, что приводит уже во взрослой жизни к доминированию обидчивости в отношениях с окружающими людьми.

 

Итак, взрослые, обращаясь к плачущему ребенку, не задают вопрос (весьма часто): «ПОЧЕМУ ты плачешь?» Нередко добавляют, что нужно наказать «обидчика» (например, дверь, прищемившую пальчик). Представление об «обидчике», таким образом, закрепляется как важнейший признак, связанный с обидой.

 

Позже, во взрослой жизни, человек не задается вопросом: «Почему я обижаюсь?» или вопросом: «Что в моих представлениях, привычках и мировоззрении привело меня к формированию обиды?» Ему не приходят в голову подобные мысли, ведь ИРБ всегда ориентирует на поиск причин проблемы во внешнем мире. А если в детстве приучили искать «обидчика» (или ребенок научился сам из чувства «справедливости»), то комплекс личности, связанный с обидчивостью, начинает доминировать при работе системы мышления, принятии решений, оценке перспективы отношений и перспективы деятельности.

Человек, приступая к системным преобразованиям жизни, должен учиться увязывать сформировавшиеся стереотипы личности со своими внутренними состояниями и реакциями на информацию из внешнего мира. Важно понимание того, что необходим анализ в осознанно сформированном равновесном внутреннем состоянии своих реакций и откликов и, прежде всего, причин своих реакций, предыстории своих представлений и стереотипов. Проявление обидчивости блокирует возможности смысловой базы разума и порождает глубокие конфликтные состояния в организме и психике.

 

Интерес к жизни, мотивированный интерес к познанию и развитию исключаются из мышления человека, становятся недоступными всякий раз, когда обида, заполонив психику и спровоцировав избыточное состояние организма, начинает проявление.

Оно имеет последствия. Всегда это – конфликтное восприятие реальности и самого себя.

Обратной стороной медали, на наш взгляд, очень часто является готовность окружающих (знающих об обидчивости субъекта) не провоцировать его обидчивость, проявляя удивительную «предупредительность» и особый «такт». Это закрепляется у самого субъекта как комфортное состояние «взаимопонимания», формируется представление о «правильных» взаимоотношениях и «чуткости» окружающих. Как только он попадает в другую среду или просто выстраивает отношения с новыми людьми, то не проявление ими подобного «такта» расценивается человеком как хамство, грубость, невоспитанность. С другой стороны, его категоричность в своих заключениях и уверенность в правильности своих суждений нередко «вскармливается» именно таким окружением, которое потакает обидчивому из страха перед конфликтами и напряженностью. Тогда совместное принятие решений, всесторонняя обоснованность, общее видение сути проблем и пути совместных действий к лучшему становятся часто недоступными. Это связано с внутренними состояниями неприятия и отрицания, которые провоцирует обидчивый субъект в круге своего общения и деловой сферы.

Вышестоящие лица (руководители разного ранга) воспринимают обидчивого далеко не всегда адекватно, стремясь либо подчинить его, придавив своей властью, либо избавиться от него.

Целесообразно рассматривать каждую конфликтную ситуацию с учетом наличия в ней реакций, связанных с обидой, и начинать с собственных внутренних состояний, внутренней готовности к обиде. Главным в такой работе является переосмысление своих понятий и представлений о взаимоотношениях с первоочередным выделением собственных реакций и откликов, пониманием их физической сути и причин. Интерес к жизненному процессу, к познанию жизни и людей, к полезной созидательной деятельности напрямую зависит от личностных реакций человека на информацию в свой адрес.

Процессы восприятия должны быть под контролем сознания, рефлекторное восприятие приводит к быстрому переходу под управление ИРБ и формированию избыточных состояний организма и психики.

Категория: 2010 | Просмотров: 1556 | Добавил: Olsestar
Всего комментариев: 0
avatar
Copyright MyCorp © 2019
КАЛЕНДАРЬ
«  Октябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Поиск
Наш возраст
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0