PSYSTAN
Четверг, 25.04.2024, 22:02
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная ДневникРегистрацияВход
Меню сайта
Категории раздела
2024 [3]
2023 [15]
2022 [16]
2021 [16]
2020 [35]
2019 [49]
2018 [18]
2017 [9]
2016 [9]
2015 [1]
2014 [6]
2013 [7]
2012 [18]
2011 [46]
2010 [56]
2009 [2]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

15:07
Обида и домысливание (продолжение)

Переосмысление своего отклика на информацию извне необходимо понимать как организованный системный процесс, а не разовую акцию, связанную с сиюминутным состоянием самокритики. Желательно выделять несколько уровней проблемы в отношении обиды и домысливания.

 

К первому уровню следует относить задачи самокоррекции, связанные с собственными ощущениями, восприятием и пониманием собственного внутреннего состояния и его причин. При повышенном тонусе нервной системы, возмущенном состоянии психики и избыточных состояниях организма эта задача становится непреодолимой. Поэтому необходимо, прежде всего, нормализовав положение диафрагмы («нижнее дыхание»), приступить к формированию равновесного внутреннего состояния на основе доступного на текущий момент абстрагирования.

 

Метод полного абстрагирования основан на осознанном и постепенном освобождении от мыслей, ассоциаций и воспоминаний в отношении прошлого. Это важный момент для перехода к абстрагированию от настоящего, которое становится доступным по мере организованности в значимом и главном процесса жизни, когда отсутствуют источники сильных тревог, непредсказуемости, страхов и простейших накладок в делах из-за несогласованности и неорганизованности процессов деятельности в ближнем круге и в деловой сфере.

Организовывая свое время таким образом, что на выделенные для работы 20-30 минут не приходятся экстренные действия и контакты, человек способен за весьма короткое время «отключить» свое сознание от текущих задач и проблем, абстрагируясь от прошлого и настоящего. Формируя состояние «безопасного покоя», человек постепенно может в ходе такой работы отключить внимание сознания от вопросов о будущем, перспективе, тревог перед будущим и т.п. Работа происходит в положении сидя, и ни в коем случае не лежа, поскольку на начальном этапе при снятии напряжений по мышцам головы, лица, шеи и плечевого пояса обеспечивается нормализация оттока венозной крови от головного мозга.

 

Итак, полное абстрагирование – это освобождение сознания от воспоминаний и ассоциаций из прошлого, от планов и задач текущей деятельности в настоящем, от мыслей в отношении будущего, ассоциаций, представлений и возможных тревог о будущем. При необходимой организации жизненного процесса, когда он приобретает однонаправленный характер, человек осознает круг значимых и определяюще важных задач в каждой сфере и круг разумно достаточного в этих сферах для ведения жизни, с учетом текущих условий для деятельности.

Снятие определенных избыточных напряжений в ходе выполнения такой работы не должно быть самоцелью и не должно ошибочно представляться как суть самой работы. Это лишь инструмент, который позволяет осознанно сформировать внутреннее равновесие, освободиться от части избытков, возбуждения основных структур мозга для постепенного перехода к состоянию, близкому к альфа-состоянию. Это не означает, что размышление, анализ жизненной ситуации и внутренних состояний человек не может проводить при ходьбе. По мере наработки практического навыка организма и психики становятся доступны различные формы и условия для самокоррекции на основе формирования внутреннего равновесного состояния.

 

Итак, необходимо понимание после подготовительного этапа, рассмотренного выше, что самокоррекция, необходимая для переосмысления своих понятий и представлений, стереотипов в откликах и собственном мышлении, позволяет остановить внимание на самоощущениях в ходе своих реакций. Целесообразно выделять «зависимость» личности от самого процесса восприятия информации. Нередко это проявляется в виде особенных реакций личности на интонации, эмоциональную окраску, уровень активности, интенсивности подачи информации. В таких случаях необходимо, на наш взгляд, начинать с вопроса: «Почему для меня такое значение имеют интонации, активность, лексика и т.п. собеседника (партнера)?» Именно ПОЧЕМУ, как вопрос, способствует направлению хода мыслей в сторону анализа причин, начиная со стереотипных реакций в детстве и заканчивая привычками «ведения общения», сформированными во взрослой жизни.

 

Хотелось бы подчеркнуть, что осознанная замена реакций эмоционально-чувственного переживания рассуждениями, исследованиями причин рассматриваемой ситуации не может быть достигнута в одночасье и является одной из главных задач самокоррекции. Внутренние состояния, формируемые при восприятии информации извне, необходимо именно изучать, не предъявляя претензий к окружающему миру.

Следующим вопросом, который ведет к изучению и анализу природы собственных откликов и реакций психики, является вопрос о понимании состояния обиды и ее причин. Если человек понимает, что проявилось несовпадение между его ожиданиями, представлениями и реальностью, то необходимо изучение ожиданий и представлений. Здесь необходимо ловить себя на почти неосознанном сравнении реальности с собственными представлениями и ожиданиями. С этого момента начинается «достраивание» и домысливание реальности, домысливание в отношении внутренних состояний, качеств и замыслов окружающих людей. С этого момента также начинается формирование генераций страхов совершить ошибку, кого-то подвести, а также страхов порицания, осуждения и наказания.

При выявлении страхов такого рода необходимо рассуждение о наличии обоснования своих ожиданий и представлений, необходимо изучение этого обоснования и логики своих выводов. В подавляющем большинстве случаев представления и ожидания (предвкушения), которые, в основном, не совпадают с реальностью, не имеют под собой необходимой логической смысловой базы, не обоснованы человеком с точки зрения условий реальной деятельности, согласованностей с окружающими и реальных возможностей. Иногда это доходит до гротеска, напоминающего мечту детей-Даунов стать космонавтами. Осмысление того, что в своих представлениях, ожиданиях, предвкушениях человек заблуждается, поскольку не осмыслил до конца процессы в окружающем мире, закономерности, возможности и условия для деятельности, позволяет начать вырабатывать обоснование своих планов и действий, уточнять свои представления, обновляя их вместе со знаниями в отношении рассматриваемой ситуации.

 

Потребность в обновлении информации – это потребность разума. Декларации об обновлении и переосмыслении для личности, управляемой ИРБ, зачастую являются удобной нишей, позволяющей сфокусировать внимание на проблемах и недостатках окружающих, глубоко и логично объясняя себе их природу. При этом человек не замечает, какую направленность приобретают его мысли, не замечает, что причины своих проблем, разочарований, страхов, срывов и т.п. он начинает искать во внешнем мире, не уделяя должного внимания изучению и пониманию его закономерностей и не рассматривая главный круг причин своих проблем в собственных внутренних состояниях, в стереотипах мышления и привычных психоэмоциональных реакциях.

К группе значимых ощущений, требующих изучения и коррекции за счет смысловой работы сознания, следует относить ощущения, связанные с состоянием неприятия и отрицания. Поджатие губ, увеличение усилия прижатия кончика языка к передним зубам, формирование «непроглатывания», когда создается некая стоячая волна обратной перистальтики (человек не может «проглотить» то, что видит или слышит из-за несогласия или возмущения), являются главными признаками формирования состояния неприятия и отрицания, при этом состояние усиливается за счет «принюхивания» к информации извне, когда формируются напряжения по мягкому небу и его подъем. Это одна из древнейших реакций инстинктивно-рефлекторной базы, которая обеспечивала выживание особи. Своевременно увидеть опасность, почувствовать запах, было основной задачей для того, чтобы не быть застигнутым врасплох.

Состояние собранности, которое формируется волной при несовпадении информации извне с представлениями или ожиданиями личности, начинается с легкого подъема диафрагмы и усиления напряжений по мышечным тканям от основания черепа вдоль шейного отдела позвоночника. Голова как бы «нахлобучивается» на шейный отдел позвоночника, а его длина несколько сокращается за счет сдавливания межпозвоночных дисков. Это, в свою очередь, приводит к нарушению иннервации, рассмотренной ранее в текстах. Вкусовые ощущения по ротовой полости физиологически напрямую связаны с неприятием и отрицанием. Нейтральный вкус изменяется, химический состав слюны также претерпевает изменения. Это связано с попыткой организма на уровне ротовой полости нейтрализовать биохимически опасные вещества, возможно, попавшие на язык и в рот в целом.

 

Ко второму уровню следует относить задачи самоорганизации, где основную работу выполняет сознание. Самоорганизация здесь – осознанная работа по изменению ненужных состояний избыточности, когда организм, фактически вхолостую, провоцирует мобилизационную программу физиологических ресурсов для борьбы, противостояния и т.п. Здесь важно понимать, что подобные силовые состояния оправданы лишь для случая наличия прямой физической опасности смерти, насилия, иными словами для случая экстремального выживания. При системно организованном жизненном процессе и четком понимании круга определяюще важного и значимого для продления жизни, человек в состоянии не создавать таких условий и угроз, требующих физиологической и психической мобилизации для выживания (случаи военных действий и экстремальных ситуаций при техногенных авариях и природных катаклизмах здесь не рассматриваются).

 

При осмыслении причин своих избыточных реакций, особенностей личностного восприятия, важно, на наш взгляд, опираться на идею доступности для каждого человека состояния, позволяющего использовать в качестве управляющей системы разум. Необходим постепенный отказ от рефлекторного восприятия, построенного человеком неосознанно на основе личностных представлений и стереотипных реакций готовности к обиде. Когда человек способен понять свои истинные реакции и их причины? Прежде всего, в состоянии доступного равновесия, когда он согласовал с ИРБ свое отношение к ситуации. Нет опасности смерти, голода, угроз смерти для близких. Все остальное – смысловые задачи, требующие изучения. Это позволяет постепенно сгладить проявления первичного отклика, когда человек после анализа своих ощущений и состояний может приступить к работе по изучению того, что ранее не понимал и не учитывал в своих ожиданиях и представлениях. Это доступно при все более непрерывной работе сознания, когда человек не дорожит привычными состояниями отклика на основе избытков эмоционально-чувственного плана.

 

К задачам самоорганизации необходимо относить работу по освоению навыка контроля над ходом и направленностью своих мыслей. Изучив и поняв механизмы рефлекторного восприятия, формирования обиды, досады, негодования и т.п., человек способен сформулировать задачу по наработке осознанного навыка контроля над ходом мыслей. Домысливание, как основная причина формирования избыточных состояний психики, должно быть изучено человеком на основе понимания нецелесообразности самого процесса искажения реальности в своих мыслях из-за домысливания и последующего блокирования возможностей собственного разума.

 

Уточнение информации, изучение реального положения дел в исследуемой ситуации или процессе позволяет человеку понять ее смысл и причины. Вопросы для самоконтроля в этой работе остаются прежними, начиная от вопроса: «о чем я думаю и с какой целью?» «в каком направлении идет ход мыслей (во внешний мир или во внутреннее состояние)?» Здесь следует отметить, что процесс отвлечения работы сознания, как вариант проявления реакций ИРБ из-за тревожности и высокого уровня возбуждения, является основной причиной перехода человека под управление ИРБ, перехода к рефлекторному, инструктивному мышлению.

Здесь процесс рассмотрения ситуации на смысловом уровне, когда человек исследует основные причины и основные варианты развития событий, результаты, заменяется рефлекторным процессом воспроизведения из памяти готового решения или мнения. Организация образа мыслей у каждого человек имеет свои особенности, и системные преобразования образа мыслей – длительный процесс, основанный на понимании человеком особенностей своего мышления, его типа, особенностей восприятия и сфер собственных интересов.

Но есть несколько общих закономерностей, которые отличают стереотипное мышление с быстрыми выводами и оценками от смысловой работы разума, где нет устремленностей к окончательному выводу и получению абсолютной истины. Стереотипное мышление на основе личностного рефлекторного восприятия строится на принципе сравнения пригодности готового решения (подхода) к рассматриваемой ситуации без ее деталировки и анализа особенностей. В отдельных случаях стереотип попадает почти «в десятку» и дает нужное решение, но в большинстве случаев использование стереотипа приводит к погрешностям и ошибкам, к невозможности рассмотрения различных вариантов решений, к невозможности формирования новизны в этих решениях. Процесс развития индивидуальных способностей разума и их полезного применения в этом случае блокируется, и лишь частично может происходить обновление мировоззрения и оптимизация образа жизни.

 

Здесь следует отметить, что задачи самоорганизации, связанные с изучением и пониманием мнений и интересов окружающих, напрямую зависят от индивидуальных способностей разума человека. На основе рефлекторного мышления, его стереотипов, человек не может найти общего с окружающими видения стоящей проблемы. Скорее, наоборот, настойчиво проводимый личностью стереотип в решениях и мнениях порождает конфликтное восприятие окружающих и провоцирует чувство обиды, досады, разочарования и т.п.

 

ИРБ человека особое место в оценке информации извне отводит тому, насколько позитивна информация, адресованная этому человеку. Здесь позитивной информацией являются одобрения, похвалы, восхищение, причисление к авторитетам, а также просто совпадение чьего-то мнения с уже сформировавшимся мнением личности. Обидчивость и страхи, как две стороны одной медали, провоцируются на уровне бессознательного (при отсутствии опасности физической смерти), когда ИРБ из внешней информации выделяет ту, которая несет противоречие с мнением личности, иные оценки и мнения, а также критику.

ИРБ на уровне животного восприятия все это причисляет к признакам опасности и враждебного окружения. Страх перед незаслуженной враждебностью, несправедливым отношением, формируется в обход сознания и подкрепляется биохимически за счет активизации лимбической и эндокринной систем.

 

Нарастающее возбуждение структур мозга, благодаря такому процессу, приводит к определенной хаотизации мышления, его импульсивности. Укорачивание протяженности и разветвленности умозаключений является прямым следствием таких реакций и сказывается на выводах и принимаемых решениях. Но процесс идет глубже, поскольку в этом состоянии человек не может обеспечить в полной мере генерации логических выводов и возможности сознания по формированию новой информации, нового взгляда, новых идей. Все ограничивается известным и хорошо опробованным, а среди этого преобладает личностный вкус и личностные предпочтения.

Когда за счет усиления возбуждения основных структур мозга отклонение общего психофизиологического баланса от нормы подходит к уровню возбуждения в готовности действовать, меняется не только состояние сознания, но и способности коры и ее лобных долей полноценно обеспечивать информационный процесс оценки воспринимаемого извне и оценки собственных выводов и решений.

Здесь следует особое внимание уделять признаку такого процесса, который воплощается в виде ускоренного формирования окончательного вывода и его безапелляционности. Стремление к скорейшему завершению деятельности со стороны животной системы воплощается на уровне реального мышления в виде стремления к окончательному решению, выводу, мнению и т.д.

В связи с этим важно учитывать системную взаимосвязь между программами и реакциями ИРБ и системой мышления. Эта система остается в большей мере рефлекторной, когда она подчиняется оценкам и правилам животной системы, которая формирует настроение. Настроение – это не только предвзятое отношение к чему-либо или кому-либо. Настроение отражает состояние психоэмоциональной сферы человека и не должно нести в себе избытки в сторону крайностей типа отлично-отвратительно. Саморегуляция человека предполагает в качестве механизма учет эмоционального фактора и рассмотрение в качестве его признака именно настроения. Когда эмоциональный фактор вмешивается в процессы мышления, смысловое восприятие превращается в рефлекторное, а значимая и важная информация, объективно необходимая для верных решений, может игнорироваться. Конструктивное мышление, которое формирует человек в ходе системных преобразований образа мыслей, не должно зависеть от настроения личности.

Категория: 2010 | Просмотров: 1916 | Добавил: Olsestar
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024