Пятница, 22.02.2019, 23:07
PSYSTAN
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Войти
Логин:
Пароль:
Категории раздела
2019 [9]
2018 [18]
2017 [9]
2016 [9]
2015 [1]
2014 [6]
2013 [7]
2012 [18]
2011 [46]
2010 [56]
2009 [2]
Расскажите о нас
 Дневник
Главная » 2010 » Декабрь » 20 » Обида и домысливание
15:06
Обида и домысливание

Как правило, реакция обиды формируется у человека в ответ на ситуацию (слова и действия окружающих), которая не соответствует его представлениям, а также его самооценке, включая личностные особенности восприятия информации извне в свой адрес. Здесь следует отметить, что домысливание (см. Домысливание. Причины и последствия) как процесс достраивания личностью реальности, основан на инстинктивно-рефлекторных программах самосохранения. На уровне личностного восприятия человек остро фиксирует не только несовпадение реальности с собственными представлениями, но и оценки в свой адрес, связанные с результатами его действий, его представлениями и взглядами.

 

Если выделить процесс острого восприятия всего, что касается личностных взглядов, действий, то за этим стоит, как правило, страх собственной несостоятельности, страхи порицания, осуждения и наказания и страхи ошибочных действий, взглядов и решений, которые могут повлиять на окружающих, привести их к негативным результатам и т.д.

Личностные опасения собственной неправоты, несостоятельности, слабости, формируются в детстве в условиях воздействия взрослых на ребенка с целью воспитания в нем ответственности и послушания. С другой стороны, избыточное внимание взрослых к развивающемуся ребенку с целью ограждения его от ошибочных действий, обретения нежелательных качеств, подавления непослушания, приводит к тому, что самостоятельность мыслей, решений и действий ребенка не развивается, а значит, практического подтверждения своих возможностей ребенок не только не обретает, но и начинает этого опасаться.

В результате формируется сложный комплекс личностных взглядов и реакций, которые отражают непонимание человеком себя, собственных способностей и возможностей. В этом комплексе реакций преобладают рефлекторное восприятие и стремление «сохранять дистанцию» с окружающими, обращая к ним лишь те стороны своей личности и свои способности, которые выгодно оттеняют личность и позволяют поддерживать конкретный имидж. Так, примерно, формируется некое реноме, которое представляет ценность для личности, и изменение которого личностью воспринимается болезненно, с переживаниями и страхами утраты позитива в оценках окружающих.

Физиологическое состояние, продиктованное такими реакциями личности, связано с состояниями тревожного ожидания худшего, настороженностью, готовностью к самоизоляции, реакциям неприятия и отрицания.

 

Так называемый «комплекс отличника» можно отнести к основе реакций готовности к домысливанию и обиде. «Комплекс отличника» - не столько стремление к лидерству, сколько стремление избежать порицания, осуждения и наказания со  стороны требовательных взрослых, которые соизмеряют отношения с ребенком и объем предоставляемых ему благ с оценками и успеваемостью в целом.

У взрослых «комплекс отличника» проявляется, естественно, не так, как у ребенка-учащегося. Это, скорее, стремление быть правым, компетентным, обладать авторитетом в глазах окружающих. Страх допустить ошибку в рассуждениях и действиях, оценках происходящего и планах на будущее сочетается с общим страхом проявления собственной несостоятельности, собственных способностей сознания. При этом личность человека, управляемая ИРБ, не допускает и мыслей о пересмотре, переосмыслении «комплекса отличника», о выделении причин этого комплекса и работе по его коррекции.

 

Подобные задачи нужно напрямую связывать с задачами преобразования образа мыслей, с изучением процесса восприятия личностью информации из внешнего мира. Ожидание собственной ошибки, неправоты, провоцируется со стороны ИРБ, усиливая чрезмерно это ожидание и связанные с ним страхи, что приводит к неосознанному стремлению человека опираться на наиболее авторитетные источники, мнения и оценки, выстраивая «под них» собственное мнение, собственное восприятие, собственные выводы и планы.

 

Острота восприятия собственной ошибки, ошибочных оценок и выводов, связана с личностным представлением о непогрешимости, а, точнее, с готовностью к обиде, если эта «погрешимость» проявится. Обида будет направлена в сторону тех окружающих людей, которые эту «погрешимость» заметят и, быть может, что-то об этом скажут. Домысливание в этом случае будет выражаться в приписывании этим людям злого умысла и стремления уязвить, ранить, задеть и т.д.

 

Подобного рода программы и реакции личности, связанные с рефлекторным восприятием, «комплексом отличника», представлениями об окружающих, как заведомо враждебной среде, поддерживают в целом организм и психику человека в состоянии повышенной готовности ко всему, что стимулирует постоянное воспроизведение страхов и тревожности в ожидании худшего. Личность сползает к такой форме эгоцентризма, когда мелкие, не значимые детали разговора, отношений, выделяются личностью как важные и определяющие отношение окружающих к этой личности. (Будто бы окружающие только и делают, что обсуждают данную личность в неприглядном свете).  Домысливание в этом случае ведет не только к конфликтному восприятию окружающих, а подчас и агрессивной вздорности, но и развитию мнительности, что оказывает блокирующее воздействие на смысловую работу сознания.

 

 Дело в том, что перечисленные выше «переживания», страхи и «страдания» личности не только активизируют работу лимбической системы, это естественно происходит и задается самим ходом мыслей. Процесс идет глубже и сказывается на способности сознания к информационной деятельности в целом. Когда комплексы «отличника», «исключительности», страхов порицания, осуждения и наказания начинают проявляться, реализация психофизиологических реакций идет за счет возбуждения лимбической системы в целом, что приводит к ее воздействию на гипоталамо-гипофизарную область мозга и далее – на эндокринную систему и обмен веществ. Как уже отмечалось в текстах, для обеспечения комплекса эмоциональных реакций отвлекаются значительные ресурсы лобных долей коры, что приводит к сокращению объема ресурса лобных долей, необходимого для реализации интеллектуальных, смысловых задач восприятия и обработки информации, генерации полноценных логических выводов, реализации способности прогнозировать.

Целесообразно принять идею, что обида, домысливание – крайне невыгодны человеку  со всех точек зрения. Ловить себя на готовности обидеться человек может, было бы желание и определенный навык организма по выделению и снятию соответствующих напряжений, осмыслению своих ощущений, своего внутреннего состояния.

 

Когда человек приступает к системным преобразованиям жизни, получая через несколько лет определенные положительные результаты, то формируется «привыкание» к процессу рассмотрения внутренних состояний с переносом его на окружающих людей. Это означает, что человек, не всегда понимая и ощущая на необходимом уровне точности, состояния другого человека, может стремиться его описать и сделать выводы о его неравновесностях, напряжениях и комплексах. Такой перенос внимания сознания и восприятия комплекса ощущений по своему организму на окружающих приводит нередко к формированию ошибочных представлений об их состоянии и ошибочных выводах в отношении их восприятия и понимания. Когда человек от этих окружающих людей начинает получать информацию, его представления, сформированные на основе ощущений по своему организму, при выделении групп избыточных напряжений и их снятии, кажутся ему окончательными, хотя природу внутренних состояний окружающих он может и не знать.

Целесообразно, на наш взгляд, помнить об этом всякий раз, когда человек приступает к подготовке предстоящих действий и контактов, как в ближнем круге, так и в деловой сфере. Особенности рассмотренного домысливания на основе личного опыта изучения собственных внутренних состояний заключается в том, что часть воспринимаемой человеком информации может быть весьма достоверной в отношении внутреннего состояния собеседника или окружающих людей. Остальная часть воспринимаемой информации идет от личности, которая опирается на определенный психофизиологический комплекс, отражающий именно ее, личность, а не индивидуальность. И здесь важно, на наш взгляд, прежде всего, фокусировать внимание на собственном внутреннем состоянии, реакциях отклика и направленности собственного образа мыслей.

Если направление хода мыслей характеризуется как поиск признаков враждебности, то необходима оценка наличия прямой физической опасности. Когда ИРБ от сознания человека получает информацию, что прямой физической опасности нет и быть не может, то диалог с ИРБ становится более конструктивным и должен быть построен в ходе самостоятельного формирования человеком равновесного внутреннего состояния.

 

Прежде всего, следует на несколько минут выйти из контакта с человеком, если осознаны признаки формирования готовности к обиде или поиску злых намерений. Природа таких проявлений – в предвзятости личности, которая опирается на впечатления, обретаемые человеком, находящимся далеко не в равновесном состоянии.

 

Подвижность этих состояний психофизического комплекса, когда от смыслового восприятия человек соскальзывает на рефлекторное с последующим формированием готовности к обиде через домысливание, связана с повышенным тонусом нервной системы, поддерживаемым самим человеком. Для снижения избыточности, воспроизводимой ИРБ, необходим комплекс системных мер, начиная с режима, рациона, планирования деятельности (включая контакты с людьми), физических нагрузок (начиная от ходьбы и заканчивая комплексами физических упражнений, индивидуально подобранных и дозированных). Основную задачу должна выполнять смысловая работа сознания, когда человек уже осознанно сформировал внутреннее равновесие. Смысл этой задачи – в понимании природы обид и домысливания, причин, которые, как правило, индивидуальны и связаны с взрослым окружением и правилами, которые были приняты в семье. Понимание собственных физиологических особенностей, изучение собственного образа мыслей, становятся доступным и достаточно легким процессом, когда человек принимает идею – свои переживания заменять изучением, исследованием своего хода мыслей и своих реакций на окружающих, сформированных в детстве. Интерес к исследованию проблемы, а не ее переживанию и задавливанию внутрь себя, необходимо связывать с пониманием принципиальной задачи – переосмысления своих представлений и знаний, своих личностных реакций и взглядов, привычных с детства и юношества.

Категория: 2010 | Просмотров: 1672 | Добавил: Olsestar
Всего комментариев: 0
avatar
Copyright MyCorp © 2019
КАЛЕНДАРЬ
«  Декабрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Поиск
Наш возраст
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0