PSYSTAN
Пятница, 19.04.2024, 05:24
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная ДневникРегистрацияВход
Меню сайта
Категории раздела
2024 [2]
2023 [15]
2022 [16]
2021 [16]
2020 [35]
2019 [49]
2018 [18]
2017 [9]
2016 [9]
2015 [1]
2014 [6]
2013 [7]
2012 [18]
2011 [46]
2010 [56]
2009 [2]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

19:50
Личностные «постулаты» в сфере сознания, память позитивных решений и развитие
(Тексты по теме «Сфера Разума» № 12)

Рефлекторно-личностные установки человека распространяются на все сферы работы его сознания. Проходя путь преобразований образа мыслей и образа жизни, человек переосмысливает свои прежние представления, выделяет в своих личностных реакциях те позиции мировоззрения, которые сформировались ранее. Он начинает понимать конфликтность многих из них, формирует новые логические решения и более совершенные пути построения отношений и процессов деятельности, что позволяет развиваться, отказываясь от устаревших представлений и знаний.

Но есть область знаний личности человека, которая часто не подвергается критическому анализу и переосмыслению. Это то, чем дорожит личность и сформировалось ранее, то, что можно назвать знанием – «постулатом». Человек привыкает руководствоваться такими «постулатами», опираться на них в своих суждениях и выводах. Когда это касается окружающих, то возникает несоответствие между конкретными задачами совместной деятельности и такими «постулатами», ведущими к противоречиям. Из этого вырастает конфликтность отношений, которая препятствует реализации человеком в полной мере своих индивидуальных способностей сознания.

Например, преподаватель, любящий и знающий свой предмет, может очень многое дать своим ученикам, развить их определенные способности и обрести сам новое понимание каких-то вопросов в педагогике, самом курсе и современных методах изучения науки. Но он имеет убеждение – «постулат», сформированный в молодости: отличную оценку по его предмету может иметь учащийся, проявляющий выраженные способности по этому предмету. Все остальные, знающие предмет, такой оценки не заслуживают. В результате порождается череда конфликтных ситуаций и отношений как с учащимися, так и с их родителями. Нередко такое преподавание навсегда «отбивает» учащихся от предмета.

Подобных примеров множество, они различны по значению для человека и окружающих. Но в них всегда есть общее – в их основе лежит непонимание, связанное с личной «догмой», не подвергаемой критическому анализу и переосмыслению. Выявлять такие особые личностные знания–«постулаты» необходимо на всех этапах преобразований, поскольку процессы развития и совершенствования бесконечны и имеют, в целом, циклическую структуру, напоминающую спираль.
Человек нередко сталкивается в практической жизни с повторением уже пройденных им жизненных проблем. Задача здесь всегда состоит в осознании новизны ситуации и особенностей ее причин, условий жизни и отношений, которые породили эту ситуацию. Тогда поиск решения не будет состоять в перебирании аналогий и собственных устоявшихся решений на основе личностного опыта и «догм», а будет состоять в поиске конструктивной логики для наиболее экономичного и полезного решения. Польза, весьма абстрактное понятие, здесь она подразумевается как системная полезная реализация своих индивидуальных способностей сознания.

Выявление особо хранимых личностью знаний-«постулатов» играет большую роль в процессах развития способностей сознания и преобразования системы отношений. Уже начиная, примерно, с III уровня организации и развития сознания человека (III - восприятие идет сразу с формирования системного взгляда на проблему, сферу жизни и саму жизнь), личностные знания-«постулаты» имеют разрушительное значение для адекватного реальности процесса смыслового восприятия. Целостная картина проблемы начинает частично заменяться «постулатами», что ведет к огульным и, часто, ошибочным выводам. Затем человек начинает эти выводы реализовывать, порождая ответные реакции людей, которые порождают конфликтность, напряженность и непонимание.

Рассмотренный вопрос является лишь частью проблемы адекватного реальности смыслового восприятия, которое позволяет человеку принимать правильные решения и развиваться в социуме. Основа же самой проблемы в особенностях механизмов формирования отклика организма и психики на информацию извне. Если информация только сравнивается с уже известной, то задействуется уровень работы сознания, основанный на накопленных знаниях, конструктивном опыте и понимании условий задачи (уровень II). Здесь могут быть позитивные решения, которые позволяют личности «успокоиться» и не искать новых идей и решений.

Проблема в том, что мыслительный процесс и выводы, позволившие найти приемлемое решение, запоминаются, хранятся человеком в качестве запаса на другие случаи жизни. На этом построена животная система восприятия реальности и выживания в среде обитания. Условно-рефлекторные дуги, которые нарабатывает животное в ареале своего обитания, обогащают его рефлекторную базу и позволяют быстрее адаптироваться в условиях опасности и изменений сезонного характера. Обретенные навыки и опыт условно-рефлекторного уровня сочетаются с безусловными рефлексами. Это создает основу выживания, решения задач продолжения рода.

Человек, развивая способности сознания и корректируя свои внутренние состояния, в определенной мере формирует сложные навыки, а конструктивные решения, найденные в ходе преобразований, часто неосознанно, запоминает и руководствуется ими при восприятии жизненного процесса. Так построена система мышления человека, и чем выше уровень организации работы сознания, тем актуальнее тема «шаблонов» и стереотипов. Но за накоплением навыков смыслового решения жизненных задач стоит и другая проблема. Она в том, что организм и психика человека построены по иерархическому принципу управления процессами жизнедеятельности, восприятия и мышления. Это означает, что чем больше человек накапливает опыта и знаний в отношении понимания себя и понимания закономерностей окружающего мира, тем больше структур мозга, прежде всего, коры, задействуется для смысловых решений. Те решения, которые дали конструктивные результаты и улучшили жизненный процесс (не в плане накопления, а в плане его экономичности энергозатрат и конструктивности отношений), становятся приоритетными.

То есть сознание начинает им отводить приоритет и пытается на них опираться, выстраивая логические умозаключения и выводы. Приоритет отводится в соответствии с проекцией на уровень сознания животной программы выживания и приоритетности многократно проверенных действий.
Через некоторое время, накопив достаточно много опыта и возможностей понимания жизненного процесса, человек неосознанно, начинает обобщать накопленные знания и общую информацию. Затем начинается применение этой информации к другим задачам и проблемам, в сочетании с изучением новой информации, необходимой для принятия решений. Это сочетание накопленной информации и новой, не проверенной на практике, но понятой и осмысленной, приводит к процессу формирования неосознанного выбора в пользу «старой» информации. Человек начинает ей отдавать приоритет, неосознанно опираясь на уже известное и закрепленное в памяти через позитивные результаты.

Со временем, по мере накопления и повторения такого выбора в пользу накопленных знаний, человек замыкается в круг своих «истинных данных и знаний» все меньше уделяя внимания новым идеям и решениям. В итоге происходит замыкание уровня работы сознания III (системный взгляд на проблему) на уровень II (базовые знания, авторитетные источники, личностный позитивный или негативный опыт). Человек начинает «соскальзывать» с целостной картины нового процесса или проблемы (нового, потому что реальность меняется и появляются новые особенности условий жизни и деятельности), на картину прошлую, достроенную за счет своих знаний и опыта.

Необходимые, значимые взаимосвязи в новых проблемах и конкретных задачах человек уже не выделяет, а значит, не понимает новых причинно-следственных связей. В итоге, происходит процесс постепенного ухода в сторону от задач ведения жизни и полезной системной реализации индивидуальных способностей сознания. Человек начинает использовать все чаще и чаще накопленные заделы, что приводит к постепенной остановке развития его способностей сознания. В этом, на наш взгляд, одна из наиболее важных сторон природы консервативного начала в мышлении человека, даже если он давно приступил к системным преобразованиям жизни.

Для более простого и эффективного решения этой проблемы важно ежедневно проводить переосмысление в своей целостной картине трех главных сфер жизни те решения и планы, выводы и наметки дел, которые уже приняты. Это не ревизия, которая слишком часто тормозит процесс выполнения простейших дел, а осмысленный взгляд со стороны и «сверху», когда человек осознает смысл такого уровня абстрагирования от всего, что он знает, понимает, использует в работе своего сознания.
Абстрагирование необходимо проводить в осознанно сформированном равновесном внутреннем состоянии, когда на это запланировано, выделено время и нет факторов отвлечения внимания сознания. Сначала необходимо абстрагироваться от прошлого, настоящего, будущего (три ступеньки, когда «вылавливаются» случайные мысли, ассоциации, фрагменты воспоминаний, тревог перед будущим и т.п.). А следующим шагом должно быть глубокое и осознанное абстрагирование от опыта и знаний, которыми может дорожить личность. Это необходимо для более глубокого и бесстрастного восприятия всего, что есть в сферах жизни, всех решений, которые уже продумывались ранее. Всю эту картину необходимо воспринять целостно, не игнорируя отдельные взаимосвязи между задачами в одной сфере жизни с другими сферами и задачами в них.

И здесь важно рассмотреть идею о том, что со своим сознанием необходимо работать, не менее, чем с рефлекторно-личностными установками, провоцирующими программы и реакции ИРБ. В сфере сознания человека есть много уровней преобладания опыта и знаний, информации, которая не всегда может быть использована. Разумное начало человека, его высокие уровни организации сознания тоже должны развиваться, используя возможности смыслового восприятия и понимания, изучения человеком стереотипного характера самого механизма мышления.
Категория: 2013 | Просмотров: 2113 | Добавил: Olsestar | Теги: неосознанные стереотипы, сфера разума, развитие, консервативное начало мышления, уровни сознания, ведение жизни, переосмысление
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Календарь
«  Январь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024