PSYSTAN
Среда, 24.04.2024, 04:08
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная ДневникРегистрацияВход
Меню сайта
Категории раздела
2024 [3]
2023 [15]
2022 [16]
2021 [16]
2020 [35]
2019 [49]
2018 [18]
2017 [9]
2016 [9]
2015 [1]
2014 [6]
2013 [7]
2012 [18]
2011 [46]
2010 [56]
2009 [2]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

13:23
Избыточность личности и эмоциональные переживания при восприятии. Часть 2

Как отмечалось в текстах, общее представление о собственном мышлении человек формирует с детства под управлением ИРБ. Тогда же закладывается система смыслового восприятия, когда человек стремится понять суть информации, которую он получает извне. Но программа подражания, действующая с раннего детства, не имела продолжения в виде наработки смысловых навыков на основе анализа получаемой информации и ее оценки, а доминировало запоминание.

Человек усваивал и развивал те способности, которые были востребованы в процессе обучения и воспитания. Подражание в более широком смысле распространялось на систему восприятия и мышления. Восприятие взрослых, их жизненный навык и культура мышления оказывали влияние на сам процесс формирования ребенком представлений о себе и окружающих людях. Рассуждения и доводы взрослых усваивались на основе программ подражания и выработки навыка.

Если навык логических рассуждений, построений и выводов закладывался в детстве, то человек его использует так же «рефлекторно», как и таблицу умножения, заложенную в долговременную память с детства. В результате восприятие информации извне в каждой сфере жизни приобретает характер смыслового восприятия с точки зрения степени задействования сознания.

Все более непрерывные логические действия при восприятии позволяют, со временем, человеку научиться воспринимать и понимать протяженные процессы. Процесс восприятия становится все более смысловым, то есть основывается на потребности в информации не ради ярких впечатлений и эмоционально-чувственных состояний, а ради понимания сути, причин и последствий, которые являются лишь фрагментом протяженного процесса. При рефлекторном восприятии (степень осознанности низкая) человек не в состоянии увязать конкретный факт, событие с предшествующими процессами и живет отражением действительности по принципу «здесь и сейчас».

На этой основе формируется комплекс личностного восприятия, который выстраивает оценки человеком лишь на основе текущего фрагмента реальности в виде факта, события, впечатления от картины реальности без осознания физической сути процесса, его предыстории «взаимосвязей» и возможных вариантов последствий. Безусловно, это является упрощенной картиной, и процессы человеческого восприятия богаче и разнообразнее. Но хотелось бы подчеркнуть следующее.

Либо в восприятии доминирует эмоционально-чувственный фактор, когда вслед за программой инстинктивно-рефлекторного характера включаются все возможности лимбической системы, обеспечивающей реализацию эмоциональных реакций и чувственных переживаний.

Либо в восприятии доминирует смысловой фактор, в котором «присутствует» сознание, реализуется его познавательный интерес, направленный на понимание физической сути процесса, явления и т.п.

Итак, восприятие становится рефлекторным, когда человек с раннего детства через программу подражания формировал привычку эмоционального отражения. На этой основе формируется рефлекторный характер мотиваций, которые «включаются» после восприятия. Таким образом, эмоции «запускают» механизм рефлекторных мотиваций, переживания, усиливают первичный отклик ИРБ, что приводит к усилению неравновесности. Уже при формировании отклика, благодаря эмоциональным сторонам такого восприятия, формируются избыточные напряжения в результате реакций ИРБ на эти своеобразные «команды».

Эти напряжения становятся привычными, поскольку сохраняется привычный эмоциональный фон восприятия, то есть ИРБ воспроизводит напряжения под управлением эмоций. В результате человек не приобретает нового качества мышления, основанного на осознанном развитии смысловых навыков восприятия, а закрепляет и усиливает рефлекторные программы эмоционально-чувственных состояний переживания и на их основе рефлекторных мотиваций действия.

Закрепление привычных избыточных напряжений приводит к образованию зон «патологии» по организму, что, со временем, приводит к развитию заболеваний. Следует отметить, что основой процесса развития является интерес к жизни. Созидательная природа разума раскрывается на основе все более непрерывных процессов работы сознания, основанных на восприятии и адекватном понимании. Понимание без смысловых процессов работы сознания, без развития качества мышления сохраняется на уровне неосознанного воспроизведения из памяти накопленных знаний и впечатлений. Это, в свою очередь, блокирует развитие индивидуальных способностей разума, образуя в человеке рефлекторные мотивации, накопление информации, впечатлений, а также устремленность к разнообразию этих впечатлений и их остроте.

Потребности разума в познании на основе смысловых восприятий и смысловых мотиваций развития заменяются потребностями личности во все более разнообразных эмоциональных впечатлениях и переживаниях.

Человек не замечает и не понимает своих внутренних состояний, которые построены на возбуждении и формировании избыточных напряжений, их воспроизведении и закреплении.

Системный взгляд на деятельность жизненных центров, органов и систем организма позволяет глубже понимать последствия таких установок ИРБ и личностных комплексов для организма.

Смещается от определенной генетикой нормы гормональный баланс, в постоянной перегрузке работают такие важнейшие органы эндокринной системы, как щитовидная железа и надпочечники. Привычка «подвозбуждать» себя за счет ярких впечатлений и переживаний, за счет чувственного характера восприятия приводит к перераспределению ресурсов лобных долей коры. Ресурсы лобных долей идут в большей мере на обеспечение эмоциональных реакций. Это приводит к примитивизации процессов формирования умозаключений, которые становятся более короткими и не позволяют человеку всесторонне подойти к обоснованию своих действий.

Как уже отмечалось ранее, лобные доли коры имеют определяюще важное значение для развития способностей человека к ассоциативному мышлению, к формированию аналитических умозаключений, к способности обобщать и делать логические выводы. Лобные доли «отвечают» за способности к прогнозированию и определяют возможности человека рассматривать перспективу за счет объединения интеллектуальных ресурсов коры.

И здесь важно выделить сложную зависимость интеллектуальных процессов от эмоционально-чувственных переживаний. Когда эмоциональный фон не зашкаливает, и в восприятии преобладает осознанность, человек способен не только понять свое внутреннее состояние, но и скорректировать в связи с первичным откликом.

Не культивируя избыточную эмоциональность, человек осознанно сохраняет себя в русле смыслового восприятия любых фактов, событий и процессов окружающего мира. Если же его ориентиры носят эмоционально-чувственный характер, и человек привычно раскачивает «эмоциональный план», то это приводит к формированию множественных микрозон перевозбуждения в структурах коры мозга. Ресурсы лобных долей, «отвечающих» за интеллект, переключаются на обеспечение эмоциональных реакций. Перевозбуждение коры в целом ведет к нарушениям взаимосвязей в логических структурах соединений нейронно-сетевых зон коры, которые обеспечивают полноценное взаимодействие смысловых процессов обработки информации в мозге.

В результате смысловая обработка становится фрагментарной, что приводит к нарушению генераций логического вывода. На практике это выглядит в виде весьма коротких умозаключений, импульсивных эмоционально-чувственных реакций, устремленности к действию в ответ на полученную извне информацию. При этом страдают всесторонность и обоснованность принимаемых решений.

Генерация умозаключений, как процесс формирования и состыковки умозаключений в виде логического вывода распадается на фрагменты. При реализации импульса к действию на основе эмоционально-чувственного восприятия часть информации вместе с соответствующей частью умозаключений не учитываются, что приводит к простому логическому выводу с последующим действием. Этот процесс при многократном повторении приводит к тому, что человек начинает утрачивать даже наработанный ранее навык логических рассуждений, обоснований и выводов.

С другой стороны, при возбуждении коры мозга до определенного уровня возникают затруднения в воспроизведении информации, хранящейся в памяти. Часть этой информации также воспроизводится фрагментами, которые необходимы для взаимосвязей в умозаключениях. Логичность и обоснованность таких умозаключений начинает страдать, а формирование новых идей и оценок в отношении информации извне начинает блокироваться.

«Спасает» рефлекторный навык, который «включается», благодаря рефлекторности восприятия. Если в этом восприятии с раннего детства доминируют эмоции и переживания, то адекватность восприятия информации снижается, а импульс к рефлекторному действию, продиктованному эмоциональным фоном и ИРБ, возрастает.

Так, примерно, выглядит механизм реализации рефлекторного восприятия и рефлекторных мотиваций за счет импульсивности при возрастании эмоционально-чувственных переживаний. Когда привычка к эмоциональному фону закладывается с детства, то это становится составной частью «запаса», которым дорожит личность на основе программ и реакций ИРБ. Личность «облагораживает» программы животной основы, нацеленные на сохранение всего существующего, накопленного и т.п. Личность начинает бояться переосмысливать свои установки и программы восприятия, принимая это переосмысление как угрозу невосполнимой потери в запасах. Аргументация личности при этом становится очень творческой, привлекаются современные знания, информация о геноме, педагогика, психология и пр., лишь бы обосновать устремленность сохранить без изменения одну из глубочайших программ, лежащих в основе мировоззрения.

Категория: 2010 | Просмотров: 2005 | Добавил: Olsestar
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Календарь
«  Февраль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
Архив записей
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024