. Избыточность личности и эмоциональные переживания при восприятии. Часть 1 - 1 Февраля 2010 - Дневник - PSYSTAN
PSYSTAN
Вторник, 20.10.2020, 02:58
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Категории раздела
2020 [27]
2019 [49]
2018 [18]
2017 [9]
2016 [9]
2015 [1]
2014 [6]
2013 [7]
2012 [18]
2011 [46]
2010 [56]
2009 [2]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


13:21
Избыточность личности и эмоциональные переживания при восприятии. Часть 1

Мы уже отмечали значение процесса восприятия для информационной работы сознания, процессов развития индивидуальных способностей сознания. Человек, приступая к системным преобразованиям жизни, может по-разному проходить процесс упорядочивания и организации, поскольку начальные условия у каждого человека различны, равно как различны и организация мышления и образ жизни. Но общим, на наш взгляд, является вопрос изучения и понимания человеком процесса восприятия информации извне, восприятия окружающего мира и людей в целом.

И здесь целесообразно рассмотреть идею в отношении первичности программ и реакций инстинктивно-рефлекторной базы (ИРБ) по отношению к эмоциональным чувственным переживаниям и состояниям. Мозг человека предназначен, как для обработки информации, полученной через органы чувств, рецепторы, так и для решения смысловых задач, которые ставит перед ним жизнь. Проблема в том, что после получения информации, человек склонен формировать избыточные эмоциональные состояния. Эти состояния поддерживаются, как глубинными структурами мозга, так и лобными долями коры. Чем сильнее эмоциональный избыток, тем меньше у лобных долей возможности решения сложных логических задач.

При этом следует отметить, что в ходе эволюционного развития мозга человека происходило усложнение соединений в структурах коры и ее лобных долей на основе постепенного перерождения незамкнутых друг на друга отростков нейронов (дендриты) в аксоны, соединяющие нервные клетки между собой, обеспечивающие обмен между ними электрическими импульсами. По мере усложнения задач, решаемых человеком, возрастает количество соединений аксонов с постепенным выделением повторяющихся наиболее часто групп соединений. Это приводит к формированию «устоявшихся связей» (постоянно востребованных), которые затем используются человеком в ходе изучения стоящих перед ним задач, в ходе попыток поиска их решения.

Между тем, первичное участие в восприятии животной системой определяет и первичную задачу при соприкосновении с внешним миром. Для ИРБ – это задача самосохранения особи. На основе информации, получаемой организмом, срабатывает безусловная рефлекторная программа, например, при прикосновении к горячей поверхности. Лишь затем человек начинает формировать «отношение» к этому событию. Он может сделать вывод о необходимости быть внимательным в отношении окружающих предметов и помнить, что они могут нанести вред (в данном случае ожог, болевой сигнал запоминается, на его основании делается вывод). Он может формировать эмоциональный отклик на событие. И в этом случае будет участвовать лимбическая система, «отвечающая» за эмоциональные реакции.

Если человек в силу особенностей поведения, характера, окружающих его взрослых привыкает формировать эмоциональный отклик на событие или конкретный факт, то со временем это становится приобретенной особенностью его восприятия.

Обязательно необходимо учитывать тонус нервной системы, то, как проходило внутриутробное развитие и рождение. Если в ходе внутриутробного развития мать испытывала эмоциональные переживания, сомнения в необходимости рождения ребенка, то активизация программ самосохранения особи у такого ребенка была спровоцирована раньше, чем у других детей. Если роды были проблемными, включая вариант стремительных родов, то «нагрузка» на активизированную нервную систему изначально была выше по сравнению с детьми, у которых не было подобной стимуляции самосохранения. Особый случай – это патологические роды, которые необходимо всегда учитывать при изучении и понимании состояния организма, предыстории болезней и особенностей,  таких, например, как повышенная возбудимость, повышенный тонус нервной системы, раздражительность и плаксивость и т.п.

Нередко это сочетается с проблемами с внутричерепным давлением, что сказывается на процессах развития организма, психики, коммуникативных способностях и особенностях человека в его жизни. Смысл изучения личностных особенностей при восприятии окружающего мира и себя, при организации отношений с людьми и процессов деятельности заключается в том, что человек должен обязательно учитывать особенности своей нервной системы, предыстории ее состояний и на их основе особенностей восприятия и отклика.

Когда нет тяжких поражений нервной системы, а есть склонность к переживаниям, слегка повышенный тонус нервной системы, то это сказывается на возможности сосредоточиться, спокойно воспринять информацию, не соответствующую собственным знаниям и представлениям.

Человек, изучая процессы своего восприятия и ответных откликов, способен выделить не только свою повышенную эмоциональность и возбудимость, но и понять, что они существенно тормозят смысловую работу сознания и влияют, в целом, на адекватность восприятия и адекватность действия. Здесь важно отметить значение лимбической системы. Когда формируется эмоциональное возбуждение, лимбическая система оказывает определенное влияние на смысловую, логическую работу коры и ее лобных долей.

Лимбическая система включает несколько связанных друг с другом образований. К ней относятся некоторые ядра передней области таламуса, а также расположенный ниже небольшой, но важный участок мозга — гипоталамус. Нейроны, специфически влияющие на активность вегетативной нервной системы (и тем самым — на ритм сердца, дыхания и т.д.),  сосредоточены в определенных областях гипоталамуса, а именно эти области контролируют большинство физиологических изменений, сопровождающих сильные эмоции.

Глубоко в боковой части среднего мозга лежит миндалина (миндалевидное ядро) — клеточное скопление величиной с орех. Эксперименты на животных показывают, что миндалина ответственна за агрессивное поведение или реакцию страха. По соседству с миндалиной находится гиппокамп. Роль его в создании эмоций все еще не очень ясна, но тесная связь с миндалиной позволяет предположить, что гиппокамп тоже участвует в этом процессе. Многие ученые полагают, что он играет определенную роль в интеграции различных форм сенсорной информации. Повреждение гиппокампа приводит к нарушению памяти — к неспособности запоминать новую информацию.

Избыточная эмоциональность из-за проблем с нервной системой, полученных как результат «травм» - это дело неврологии.

Другое дело – эмоциональность, как результат многократно повторяющихся реакций на определенные ситуации у родителей, дедушек, бабушек и вообще людей, окружавших человека с детства. В этом случае человек начинает неосознанно подражать мимике, жестам, интонациям, громкости голоса, а впоследствии весь комплекс эмоциональных состояний становится частью его «Я». Причем, человек убежден, что это свойства его индивидуальности, обусловленной геномом. На самом деле – это всего лишь комплекс привычек, который человек в состоянии распознать, осознать и проработать.

Категория: 2010 | Просмотров: 1276 | Добавил: Olsestar
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Логин:
Пароль:

Поиск

Календарь
«  Февраль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728

Архив записей

Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2020