Согласно принятому определению этики — это философская дисциплина. Предметами исследования этики являются мораль и нравственность. В связи с этим мы будем рассматривать этические аспекты философии жизни под управлением разумной управляющей системы (РУС). Прежде всего отметим междисциплинарный характер этики ведения жизни от разума, поскольку мы имеем дело с комплексом вопросов, связанных с человеком, смыслом его жизни, с его биологией и его разумом, а также человеческим сообществом, формирующим облик цивилизации текущего времени и на историческую перспективу.
Понимание задач новой этики связано с пониманием сути, существа системных преобразований жизни с целью ее продления на основе раскрытия и развития индивидуальных способностей сознания и их полезной реализации. Мы имеем дело с задачей развития сознания, осознанности всего, что представляет собой человек и окружающий его мир. Остановимся на следующих проблемных областях и задачах этики ведения жизни.
1. Осмысление задачи сбережения и продления жизни под управлением РУС как биологической основы мыслящей материи на планете.
2. Осмысление философского аспекта сбережения и продления жизни с опорой на понимание смысла и значения зарождения и развития цивилизации человека как основы для зарождения и развития разума.
3. Понимание подхода к человеку как к открытой информационно-биологической системе, воплощающей единство РУС и животной управляющей системы на основе инстинктивно-рефлекторной базы (ИРБ). Это позволяет понять физическую суть вопроса о духовном сознании и духовной миссии человека.
4. Всестороннее обоснование и постановка задачи развития разума человека, его самоэволюции.
5. Определение и духовно-нравственное обоснование пути выхода из системного кризиса цивилизации на основе развития разума человека и дальнейших преобразований жизни, ее гармонизации, используя достигнутые более совершенные способности и возможности разума людей.
Понимание единства задач осознания феномена жизни и управления развитием жизни на основе Разума позволяет сформулировать системный взгляд на проблему этики ведения жизни от разума.
Поскольку человек, проводя системные преобразования жизни, руководствуется набором знаний об основах строения и функционирования организма и психики, то целесообразно определить для него необходимость понимания себя, своих состояний, мотиваций и устремлений, разграничивая рефлекторные мотивации от животной системы и мотивации смысловые, сформированные РУС для преобразований. Это относится ко всем аспектам, включая болезни и стереотипы "пациента", когда всю ответственность за свое здоровье и жизнь человек привык возлагать на медицину. Итак, ответственность за свое здоровье, свою жизнь и возобновление всего необходимого для ее продолжения.
Человек руководствуется разумным началом, его всесторонне развивает в ходе преобразований в трех главных сферах жизни. Это следует осознавать, как принцип ведения жизни от разума. Разум не может опираться на силовые состояния. Значит необходим осознанный и глубоко воспринятый всем человеческим существом отказ от применения силы в отношениях на всех уровнях. Отказ от применения силы является принципом ведения жизни от разума.
Примечание. Здесь не имеется в виду альтруизм преждевременного моратория в виде альтруистической политической акции государственного уровня. Преждевременность подобных деяний свидетельствует о непонимании законов окружающего мира и неадекватного его восприятия. То есть эта преждевременность не от разума, а от личностных комплексов человека и его заблуждений.
Принятие идей целостности окружающего мира, где человек - составная часть реальности и имеет систему взаимосвязей с ней позволяет говорить о необходимости понимания целостности жизни как сложного системного процесса. Жизнь определяется условиями планетарно-космического масштаба, что означает и понимание ответственности за жизнь на планете. Отсюда особое требование к осознанности всего, что является последствиями действий человека на всех уровнях, включая планетарный экобаланс и общее состояние природы на планете. Ответственность за жизнь на планете и ее сбережение, включая системные условия для жизни - такова позиция морально-нравственного комплекса требований этики ведения жизни.
Всестороннее понимание механизмов работы программ животного восприятия и ведения жизни позволяет понять, что в современном человеке является общим комплексом животных программ выживания, привнесенных в его мировоззрение и мотивации.
Ценности, продиктованные задачами выживания и задачами перехвата власти и ресурсов в собственных интересах, зачастую образованы именно задачами выживания и достижения положения в сообществе (стае - в животном мире). Поэтому свобода внутри и свобода вовне с точки зрения ограничений и запретов должна определяться на разумных принципах единого понимания разумно достаточного для каждого и разумно достаточного, необходимого для всех с точки зрения сбережения жизни и ее продления.
Отношения взаимозависимости позволят лучше и полнее подойти к проблеме отношений и взаимопониманию. Этическая сторона этого - понимание универсальных критериев лучшего и полезного с опорой на главную задачу продления жизни и полезного применения индивидуальных способностей сознания для каждого человека. Осознание реальной взаимозависимости всех форм жизни на планете, всего сущего позволяет видеть наиболее приемлемые варианты взаимодействий в интересах каждого и сообщества в целом. Итак, целостность, общее выше частного, но существует при свободе частного от животной избыточности и при его полезной, гармоничной самореализации в системной взаимосвязи с общим.
Этические основы философии жизни от разума целесообразно рассматривать неразрывно от задач постепенного перехода сознания человека на новый уровень организации и способностей сознания. Таким уровнем, в условной системе предложенного отсчета, является V уровень. Это осознанное взаимодействие с Системой, что означает понимание требований к своей искренности и открытости в помыслах и планах перед творящей Системой и людьми.
Животные принципы извлечения выгоды за счет энергозатрат других людей здесь неприемлемы. Человек в полной мере должен понимать свою информационную и биологическую суть как открытой системы. Он в ответе не только за поступки и слова, но и за мысли. Человек во всей глубине осознает, что его организм не отличает реальности от его мысленных картин и сценариев. Это означает, что то, что закладывает человек в мысли, их масштаб и суть влияет на организм через систему психосоматических зависимостей и комплексов. Параллельно с этим его мысли воспринимаются информационной составляющей окружающего мира, который построен по принципу подобия, то есть тоже является открытой информационной системой. Отсюда так важна работа по формированию конструктивного мировоззрения, созидательного образа мыслей, которую проводит сам человек, вступив на путь самоэволюции с целью продления жизни и гармоничного развития своего сознания. Полезная реализация способностей сознания человека является основной задачей, объединяющей человеческое сообщество.
Мысль человека может оказывать влияние на процессы материального мира, а не только на процессы в его организме. При определенных условиях это влияние может возрастать. Такими условиями являются, например, процессы постепенного роста энергоемкости Солнечной системы. По мере роста энергоемкости системы растет энергоемкость ее составляющих.
Для планеты это не только литосфера и атмосфера, гидросфера с ее морями и океанами. Это еще и биосфера, элементом которой является человек. Все избытки и комплексы рефлекторно-личностной системы (эго) человека будут все сильнее "подпитываться", обрекая человека на откровенный и принципиальный выбор - либо вверх к творящей Системе за счет развития способностей разума и его духовной сферы, либо вниз, к зверю, то есть животной управляющей системе, которая требует выживания, покоя, развлечения, властного статуса, перенасыщенности и постоянного роста потребления.
Этический аспект здесь столь велик, что требует отдельной работы над концепцией и ее описанием с привязкой к реальной жизни каждого человека. Можно здесь лишь отметить, что движение к высокоорганизованным уровням сознания может быть инициировано лишь самим человеком. Но, в отличии от восточного пути и практик саморазвития, этот путь должен иметь социальную составляющую. Восточная практика развития духовной сферы человека индивидуальна и определяет задачи одного. Там нет социального прогресса и развития как задач общества, состоящего из индивидуальных сознаний. Этика ведения жизни должна давать инструмент и ориентир, который имеет социальные аспекты на основе понимания идей смысла существования человеческой цивилизации. Таким смыслом является взращивание и развитие разума индивидов и коллективного, общепланетарного сознания в перспективе развития цивилизации. |