Личность
человека воспринимает реальность на основе «своих интересов». Природа ее
интересов закладывается не только в период воспитания и зависит от взрослого
окружения и так называемой социо-культурной среды. К этому следует отнести еще
и груз накопленных за жизнь проблем, сложившиеся ранее интересы личности.
Восприятие реальности идет по принципу «надо» (в связи с накопленными
проблемами) и «интересно-неинтересно» до момента конфликтной ситуации с этой
реальностью, основанной на непонимании. Тогда включается ИРБ, которая первичный
отклик организма и психики переводит в удобное для себя состояние «готовности
ко всему и тревожного ожидания худшего».
Так устроено
восприятие рефлекторного характера, которое у каждого человека дополняется
своими собственными личностными чертами и даже комплексами. Выход из такой
ситуации может быть найден путем работы человека по осмыслению себя, своего
мировоззрения и сферы сложившихся интересов. Сам интерес личности к какой-либо
информации извне может быть очень конструктивным, давать возможность
развиваться, познавая реальные процессы жизни и свои собственные возможности,
склонности и природу жизненных проблем. Но без
системной картины в своем мировоззрении человек не может сфомировать и
«распределенный интерес» сознания к ключевым сторонам жизни и ее главных сфер.
То есть, вслед за необходимостью формирования системной организации
мировоззрения следует и необходимость системной организации сферы интересов
человека, включая и процессы переосмысления
и обновления этой сферы.
Проблема
интереса сознания человека к окружающему миру и себе связана с внутренними
состояниями организма и психики, представлениями личности о важном, значимом и
интересном. Зачастую интерес личности человека направлен к вопросам не
связанным с реальными жизненными проблемами и познанием их причин. Любопытство, нередко провоцируя интерес
сознания к чему-либо, со временем угасает, столкнувшись с необходимостью
познания чего-то, что имеет сложную структуру, требует знаний и понимания
взаимосвязей.
Поэтому в обход
сознания человека часто формируется устремленность не разобраться
самостоятельно в чем-либо на основе
процесса исследования и познания, а воспользоваться готовыми выводами и
решениями из авторитетных источников. Применение готовых схем и решений в виде
общих знаний не позволяет сделать процесс жизни более экономичным и
конструктивным, разрешить накопленные проблемы. Ведь общие знания требуют
осмысленного применения к осмысленной задаче, с учетом новизны ситуации. Каждая
ситуация или жизненная проблема имеют особенности, общие знания не всегда могут
соответствовать этим особенностям, что ведет к ошибочным выводам и действиям.
К этому следует
добавить и особенность сферы интересов
личности, которая стремится в своем интересе к тому, что привлекало с детства
или что отсутствовало в детстве в сфере знаний, умений, владения и
использования. Здесь ориентация на окружающих может играть роль стимула
к освоению чего-то, что есть у других.
Провокация ИРБ в
таком случае ведет к формированию избыточных состояний, а сфера интересов
личности часто является весьма однобокой и даже ущербной с точки зрения наличия
относительно целостной и понятной, осмысленной картины мира. На первый взгляд
такое требование о целостной картине, да еще и осмысленной является слишком
завышенным для среднестатистического человека, который «варится» в своем и
живет от одного жизненного обстоятельства до другого.
Но для понимания себя, своих потребностей
и реальных возможностей полезной деятельности именно целостная картина
жизненных сфер и реального мира необходима. Конфликт этого условия с привычными сферами интересов
личности приводит к формированию восприятия человеком задач ведения жизни как
необходимости, долженствования перед собой, что не приносит удовлетворения, а
тем более удовольствия и ощущения самореализованности. Это ведет к формированию
избыточных состояний под управлением ИРБ. Все, что является долженствованием,
является проявлением процесса деятельности по необходимости, продиктованной
программами ИРБ. Интереса сознания к ведению жизни в сочетании с более
свободным от избыточных напряжений внутреннем состоянии организма долженствование
не формирует.
Отталкиваясь от
представления о самореализованности попробуем определить условия для ее
обретения. Если под самореализованностью понимать системную полезную реализацию человеком своих индивидуальных
способностей сознания, осмысленность собственной жизни и удовлетворение ею, то
для этого необходимо понимание основ строения и функционирования организма, ИРБ
с ее сложными комплексами программ и реакций, понимание закономерностей
окружающего мира и собственной жизни.
Сфера интересов
человека к периоду начала системных преобразований жизни уже обычно сложилась,
а представление об интересном уже
закреплено на рефлекторном уровне восприятия реальности, как нечто важное и
значимое. Оно важнее чего-то еще, что требуется «по уму» и значится как
важное. Отсюда и отношение к процессу преобразования жизни строится как к
процессу важному, нужному, но часто не интересному с точки зрения личности,
имеющей давно свои «интересы».
Проблема
осмысления сферы своих интересов, необходимого и достаточного для их
удовлетворения начинается с понимания человеком значения для него
процессов ведения жизни от сознания на основе развития индивидуальных
способностей. Для этого необходимо понимание сути собственной сферы интересов,
принципа разумной достаточности и непрерывности реализации. Непрерывность
реализации индивидуальных способностей сознания строится на целостной картине
жизни и понимании главного и значимого. В основе главного лежит продление
жизни, а необходимым и достаточным для этого является системный процесс
индивидуального развития с пользой для окружающих, с востребованностью людьми. |