За осознанный
этап жизни человек формирует не только систему базовых понятий и представлений,
но и определенный уровень профессиональных знаний. Они становятся основой его
деятельности в деловой сфере и позволяют, при определенных условиях, достигать
стабильности материального положения, иметь более ясное представление о будущем
и стоящих перспективных задачах, как в профессиональной сфере, так и во внешнем
мире в целом. Но ближе к зрелому возрасту возникает необходимость активного и
систематического обновления своих знаний и навыков с учетом тех новаций,
которые появляются во внешнем мире, в том числе и профессиональной сфере.
По мере
накопления задач обновления и переосмысления своих профессиональных знаний
человек зрелого возраста сталкивается с необходимостью более активного изучения
не только новизны в профессиональных знаниях, но и новых обстоятельств и условий деятельности, процессов в деловой сфере,
которые, так или иначе, влияют на возможность реализации своего
профессионального опыта и знаний.
Поскольку к
этому возрасту снижается общая энергонасыщенность организма, то ИРБ, исполняя
функции самосохранения, чаще и активнее генерирует реакции тревожного ожидания,
формируя на эмоционально-чувственном плане целую систему страхов и опасений,
которые приводят к дискомфортному и очень неприятному состоянию неуверенности и
тревожности. Это сказывается на образе
мыслей человека, на его осторожных оценках в отношении будущего, и все чаще
формируются опасения перспективы утраты профессиональной пригодности и
профессиональных качеств.
Не остаются в
стороне и другие сферы профессиональной деятельности человека, где могут
проявляться новации в экономических отношениях, финансовых и т.д. Первичный
отклик ИРБ на подобные процессы нами уже был рассмотрен. Мы выделяли основные
группы реакций неприятия и отрицания новизны, страхов потери стабильного
положения, включая востребованность и реализованность человека в его деловой
сфере. Но помимо этого существует еще проблема уже на уровне информации и
задачи раскрытия индивидуальных способностей сознания. Эта проблема порождается
именно во время реакций ИРБ и воплощается в виде неосознанной устремленности
человека отграничить себя от информации в свой адрес по поводу
совместной деятельности и совместных отношений (это касается круга близких и
родственников, а также единомышленников, имеющих стабильную систему
традиционного общения).
Речь идет о
том, что человек, подошедший к зрелому возрасту, не только дорожит сложившимся
порядком вещей, кругом общения и интересов, но и неосознанно старается
сохранить эту сферу неизменной, формируя границы и отбрасывая любые предложения
по их изменению. При этом он очень ценит накопленные профессиональные знания и опыт,
как залог успеха в привычной сфере деловых отношений и
профессиональных знаний. Если он прекращает заниматься своим делом, то по
собственному опыту знает, что возвращаться к своим делам существенно труднее по
истечении длительного времени. Часто приходится освежать в памяти большие
объемы информации, утрачиваются определенные типы деловых, профессиональных
навыков (у переводчиков одни типы навыков, у программистов – другие). Все это
порождает естественные опасения утраты профессионализма и объединяет опасения
по поводу информации (в виде накопленного запаса) с опасениями утраты
привычного порядка жизни и сферы традиционных отношений в ближнем круге.
На основе
реакций ИРБ, которые обеспечивают самосохранение, личность человека начинает
ассоциировать себя со всеми накопленными и сложившимися традиционными
отношениями и порядками и профессиональной базой знаний, включая отработанные правила решений вопросов
деловой сферы. В результате при попытке обновления традиционной сферы
отношений и базовых знаний опасения, что утрачивается частица себя (личности)
существенно усиливаются. Это приводит к формированию страха и неуверенности в
себе (во внутреннем состоянии) и к раздражительной и, часто, жесткой реакции во
внешнем мире, направленной на подавление инициативы, несущей информацию об
обновлении и пересмотре укоренившегося порядка вещей и образа жизни.
Таким образом,
с одной стороны, именно к зрелому возрасту у человека создаются все необходимые
условия для наиболее полного и плодотворного раскрытия возможностей его
сознания и способностей к информационной деятельности сознания. А с другой
стороны, находясь под управлением ИРБ, человек создает все необходимое для
блокирования процессов раскрытия возможностей его сознания, развития и
полезного применения индивидуальных способностей, включая способности сознания
к информационной деятельности.
Именно в этот
период создаются условия для более активного процесса старения организма
человека, если он находится под управлением ИРБ, которое воплощается в
стремлении сохранить без изменений и обновления традиционный порядок отношений
и интересов, сложившуюся базу профессиональных знаний и навыков. Одним из
показателей начавшегося процесса консервации базы знаний и традиционных
отношений является более частое проявление опасений по поводу утраты
профессиональных знаний и информации. Процесс понимания причин и последствий
событий в трех главных сферах жизни заменяется процессом запоминания новой
информации, объясняющей данные причинно-следственные связи. Но поскольку к
зрелому возрасту долговременная память человека уже весьма активно задействована,
такой путь восприятия реальности и организации ведения жизни вызывает опасения
и сомнения в собственных способностях реализовать новое, запомнить новую
информацию, сохраняя старую базу.
Поэтому
принципиально важно, на наш взгляд, при переосмыслении своего отношения к
накоплению знаний и информации, при пересмотре традиционных правил и отношений
в своем круге помнить, что речь идет не о событии в виде отмены и аннулирования
(что пугает инстинктивно-рефлекторную базу), а о процессе постепенного освобождения себя
от груза некоторой устаревшей информации и страхов потерять
накопленную базу навыков и правил отношений. Уход от страхов путем осознанного
формирования внутреннего равновесного состояния, а затем систематической
смысловой деятельности по выявлению круга необходимого, включая круг
необходимой новой информации, позволяет человеку зрелого возраста не
противостоять естественному ходу жизненного процесса и социума, а
следовать в общем направлении развития, которое всегда опирается на отмирание
старого и появление нового. Глубокое осознание этого человеком позволяет ему не
дорожить накопленным, а системно обновлять компоненты только круга
необходимого, включая профессиональную информацию. Этот процесс может быть
результативным лишь тогда, когда в круге необходимого для продолжения жизни
сохраняются лишь те информационные взаимосвязи, которые позволяют поддерживать
и взаимодополнять деятельность людей.
Круг
традиционных отношений, которые не имеют реализации в виде конструктивной
деятельности – это круг пристрастий личности, в основе которых лежат
инстинктивно-рефлекторные реакции самосохранения вида. Они позволяют в
сообществе сохранять стабильность и гарантируют относительную безопасность и
выживание отдельной особи. На более высоком, «облагороженном» уровне подобная
программа взаимодействия в сообществе (группе), существует и у людей, которые к
зрелому возрасту начинают дорожить именно традиционными взаимосвязями,
позволяющими сохранить привычное хотя бы в ближнем круге на уровне праздников,
ритуалов, досуга и т.д. Информационная способность сознания в сферах таких
традиционных отношений является не востребованной. Востребованными являются
личностные установки и укоренившийся порядок, позволяющий поддерживать чувство
единства в сообществе единомышленников. Следует помнить о рассмотренном выше
процессе, когда личность человека ассоциирует себя с накопленным опытом,
традиционным порядком отношений, и любые изменения в этой сфере тогда трактуются
человеком, как потеря частицы себя, потеря почвы под ногами, «жизнь без
будущего».
Подобный
механизм включения страхов утраты накопленного в каждой сфере жизни, включая
профессиональные знания и профессиональную информацию, требует тщательного
изучения каждым человеком, начавшим системные преобразования жизни.
Другая сторона
процесса воспроизведения тревожного ожидания и страхов утраты
профессионального, делового уровня и востребованности, состоит в ощущении не
способности воспринимать новое, включая новые условия деятельности и
материального вознаграждения. Речь идет о том, что по мере накопления
жизненного опыта и знаний, человек формирует систему представлений о том, каким
должен быть процесс его деятельности и отношений с коллегами и руководителями.
Это основано и на собственной самооценке, и на сложившихся стереотипах принятия
решений и их исполнения.
Когда
приходится принимать самостоятельные инициативные решения человек зрелого
возраста с трудом воспринимает эту необходимость, если не является руководителем
и не имеет подобного опыта. Между тем, любая система отношений в деловой сфере
предполагает информированность исполнителей об условиях предстоящих действий и
задачах, которые требуют решения. При этом может и не быть инструкций,
позволяющих выполнять эти задачи и принимать решения «по ситуации».
В зрелом
возрасте процесс восприятия информации о новых задачах сопряжен с особенностью
обработки информации извне. Накопленные представления, знания велики, а рейтинг
по значимости вопросов отработан в стереотипах и закреплен в памяти, что ведет
к использованию стереотипов, накопленных в большом количестве.
Подчас это
заменяет анализ ситуации и обоснование решений с учетом ее особенностей и
текущих условий работы. Что в результате приводит к торможению смыслового
восприятия и игнорированию новых условий и обстоятельств. Человек, ведомый
стереотипом, выработанным годами, зачастую не обращает на них внимание,
формируя решение в виде первичного отклика, то есть рефлекторно реагируя в
своем восприятии на информацию извне. Из этого вырастает конфликтность и
непонимание как с коллегами, так и с руководителями, от которых информация
исходит.
Вникать в суть текущих задач и новых
условий и обстоятельств мешают стереотипы и нажитый опыт за много лет.
С другой стороны
это ведет к простой невнимательности,
когда какие-то моменты и обстоятельства человек пропускает, не вникая в условия
стоящей задачи, а используя свои стереотипы по принципу «знакомо/незнакомо».
Что давно знакомо и известно, то принимается без особого внимания, ведь уже
готов ответ и вариант решения.
Приведенные
выше варианты восприятия не охватывают всего, что связано с осмыслением стоящих
задач и новаций в сфере деятельности человека. Важно выделить общий механизм
использования накопленных представлений и знаний, которые в обход сознания
реализуют отработанные стереотипные подходы, решения, действия.
Конфликтное
восприятие реальности, особенно во внешнем мире и деловой, профессиональной
сфере лежит в основе активизации программ и реакций ИРБ, которые приводят к
существенному подъему биоэлектрической активности мозга, росту возбуждения
психики. В таких условиях человеку становятся недоступны необходимые для
смысловой информационной работы состояния
сознания, а принимаемые решения могут быть ошибочными в силу неучтенности
новых условий и требований. |