PSYSTAN
Четверг, 25.04.2024, 03:06
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная Каталог статейРегистрацияВход
Меню сайта
Категории раздела
Наши статьи [42]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Познание, развитие и повседневная жизнь

На первый взгляд, процессы познания и развития явно ничем не связаны с повседневной жизнью человека. «По-обывательски» он желает решения своих насущных проблем и не связывает наличие стоящих задач, как сигнал для активной работы сознания по изменению своих представлений, образа мыслей, каких-то привычных состояний. Стоящая жизненная проблема воспринимается рефлекторным мышлением как проявлением «черной полосы». Между тем, одним из наиболее мощных и безопасных с точки зрения самого существования человека, стимулов, позволяющих развивать сознание и реорганизовывать жизнь, является проблема необходимости изменения. Осознание того, что стоящие задачи и проблемы являются лишь стимулом к осознанному изменению организации жизни, переосмыслению привычных понятий и представлений, позволяет человеку взглянуть несколько шире на идеи познания и развития с точки зрения ведения жизни от сознания. И здесь целесообразно рассмотреть идею более глубокого осмысления возникающих проблем в жизни на основе системного подхода, как к самой проблеме, так и к организации и ведению жизни в ее основных главных сферах. Существо осмысления стоящих задач и проблем заключается в понимании их границ, значения и влияния на последующие процессы жизни. Понимание того, что любая жизненная ситуация и проблема являются результатом проявления каких-то протяженных процессов, начавшихся ранее и не всегда осознаваемых, позволяет человеку точнее осознать, понять причины проявления проблемы, а главное – понимая ее границы и значение для себя, увидеть, обосновать необходимые действия. И здесь мы сталкиваемся с необходимостью раздробления стоящей проблемы на более простые, хорошо осознавая границы самой проблемы. Возможные результаты не решения стоящей проблемы человек способен осознать, сформировав достаточно целостную картину своего жизненного процесса. Ему необходимо представлять общую структуру и разбиение всего процесса хотя бы на три главные сферы, затем определить для себя определяюще важные задачи в каждой из этих сфер. Если он не ведет преобразований жизни и не задумывается по существу ни о ее целях, ни организации, смысле, и не рассматривает задачи своей полезной индивидуальной реализации, то картина его жизни в рефлекторном мышлении необозрима и многообразна. Отсутствие границ, а значит, и взаимосвязей между проблемами, желаниями, стремлениями, эмоционально-чувственными ориентирами приводит представления и знания человека в хаотичный набор информации, который не только не упорядочен и осмыслен, но и тенденциозен из-за личностных восприятий и личностных впечатлений. В связи с этим целесообразно задачи самоосознания и осмысления своей жизни начинать с выделения образующих, определяющих сфер и задач, от которых зависит сама жизнь. К ним, безусловно, относятся сфера здоровья и наличие серьезных тяжких проблем. Если таковые имеются, то эта сфера определяющим образом влияет на все остальные (а остальные – это деловая сфера, реализация и вторая – семья, личная жизнь, родственные связи. К жизнеобразующим задачам и проблемам также относятся жилище с точки зрения наличия и приемлемого минимума, деятельность с точки зрения деловой профессиональной сферы. В круге этих трех основных сфер жизни человек достаточно просто выделяет наиболее значимые задачи, рассматривая их как стимул своего развития, познания себя, своей жизни, индивидуальности для ее полезной реализации. Осознание значения такого структурирования сферы своей жизни позволяет человеку понять, как взаимосвязаны его проблемы, и в какой последовательности и взаимосвязи их необходимо решать. Приступая к рассмотрению практической стороны идей познания и развития, мы хотели бы в очередной раз повторить важность значения системного взгляда на жизнь, работы по выработке системного восприятия жизненных явлений и проблем, как во внутреннем, ближнем круге, так и во внешнем мире. Поэтому вопросы, связанные с изменениями той или иной сферы жизни, целесообразно всегда рассматривать во взаимосвязи с определяющими задачами в других сферах жизни. Рефлекторное мышление, сформированное под управлением ИРБ, ориентирует человека на стремление к конечному результату и ожидание конкретных инструкций от любого источника информации, включая разум. Осмысление реально существующих проблем в жизни человека вместо «обслуживания» его устремленностей личности является основной задачей на начальном этапе преобразований. Дело в том, что энергопотребление организма человека, прочно стоящего на позициях ведения жизни от ИРБ, настолько велико, а воспроизведение избыточных состояний настолько часто, что задача относительно непрерывной логической работы сознания не имеет практического решения. Но вместо фокусировки внимания на основополагающих задачах организации жизни человек, зачастую, стремится, прежде всего, к личностным целям, в основе которых лежат программы ИРБ. Одна из этих программ, основанная на инстинктивных программах самосохранения особи, является «информационной» инструкцией для рефлекторного мышления человека. Ее суть заключается в том, чтобы нигде, ни при каких обстоятельствах и ни в каких планах не иметь неопределенности, то есть задач, не имеющих выраженных границ и конечных результатов. Ограниченный объем энергоресурсов человеческого организма, его слабость и ущербность по сравнению с представителями животного мира, которым человек не в состоянии противостоять физически, заставляли человека находить возможности жизни в условиях постоянной тревоги под управлением приобретенных рефлекторных программ адаптации в среде обитания. Подобно животному, знающему свой ареал обитания, человек хорошо усвоил эволюционный опыт жизни в животном мире, когда «своя территория» имеет пределы, достаточно изучена и изучены все угрозы, которые на ней существуют. Это означает, что от количества омутов и быстротечных рек, опасных оврагов и количества крупных хищников человеку известно. Это для него является определяюще важным для ведения жизни. Иными словами, эволюционно человек стремился как можно глубже и точнее очертить круг реально значимых угроз для жизни, и на основе своих представлений и опыта существования в таком круге угроз он выстраивал свою жизнь и отношения с окружающими. Познание себя и познание окружающего мира происходило в границах сферы угроз для жизни, в границах представлений об угрозе и опасности и в границах опыта предшествующих поколений, который необходимо сохранять и приумножать. В рефлекторном мышлении человека накапливались подобные «схемы» его жизненного пространства, граница которого являлась определенной (почти всегда) благодаря границе сферы угроз для его жизни и жизни его потомства. В связи с этим, в ходе процессов познания и развития индивидуальных способностей своего сознания человек закреплял в своем мышлении наслоения всех сфер своей жизни и деятельности вместе с границами тех угроз, которые существовали для его жизни всегда. В итоге его смысловая деятельность по изучению окружающего мира приветствовалась лишь тогда, когда имела сиюминутный практический результат и знания, соответствующие этому результату, становились ценными. Трудно себе представить, чтобы люди каменного века при их разобщенности и не способности к глубокому изучению физических и общественных процессов занимались бы годами построением каналов, домов и т.д. К протяженным процессам такого рода, а значит, и к более протяженным процессам познания, человек стал готов, поднявшись на следующую ступень эволюции в организации жизни своего вида. Таким образом, протяженные процессы познания, основанные на возможности осуществлять протяженные процессы деятельности, не имеющие сиюминутный результат, стали доступны лишь после определенного эволюционного этапа развития человечества. Чем полнее решены жизнеобразующие задачи человека (наличие возможности жить (относительно полноценное здоровье); наличие возможности деятельности (заработка); наличие жилища (возможности переживать сезонные периоды и не в полной мере зависеть от сил природы, выполнять протяженные процессы деятельности на одной территории)), тем полнее формируются условия для развития способностей его сознания.

Категория: Наши статьи | Добавил: Olsestar (12.10.2008) | Автор: Olsestar
Просмотров: 1576
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024