Как мы уже поняли, ИРБ каждого живого существа (в том
числе и человека) сформировалась в процессе эволюции живой материи на Земле. Ее
задача – обеспечить сохранность организма, обеспечить ему возможность
продолжать жизнь. Поскольку ИРБ формировалась в условиях жесткой опасности для
организма, она нацелена на поиск в окружающем мире малейших признаков опасности
для того, чтобы организм вовремя был подготовлен к противостоянию с опасностью
или для мобилизации сил для успешного бегства от опасности. Человек, подчиняющийся
в жизненных ситуациях установкам ИРБ, будет, часто неосознанно, в любой
ситуации искать признаки негатива. Его настроение в каждой новой ситуации может
бытьагрессивным или подавленным, в
зависимости от того, насколько организм сохранил избытки возбуждения и
напряжений, которые ИРБ будет оценивать как запас сил (энергии для
противостояния с негативом).
Разум же предлагает человеку искать в любой ситуации
то, что можно творчески изменить в сторону оптимизации, то есть в сторону
лучшего. Разум (не человека, а вообще) понимает, что человек – это часть
Системы. А если вспомнить основные принципы системного подхода, то важно
понять, что такое система, вернемся к статье Навигатора «Системное восприятие и
системное мышление».
Такое понятие как «система» в греческом
языке имеет широкий спектр значений: сочетание, организм, устройство,
организация, союз, управляющий орган. Еще Гегель высказывал интересные идеи в
отношении «системы», которые были отражены позже в общей теории систем. Их
можно свести к следующему:
·Целое есть нечто большее, чем сумма
частей.
·Целое определяет природу частей.
·Части не могут быть познаны при
рассмотрении их вне целого.
·Части находятся в постоянной взаимосвязи
и взаимозависимости.
Чтобы как-то подойти к осмыслению
системности всего, что окружает человека, да и его самого, как уникальной
информационно-биологической системы, необходимо сформулировать в самом общем
виде, что же есть система. Можно использовать следующее представление о
системе. Система – множество взаимосвязанных элементов, каждый из которых
связан прямо или косвенно с каждым другим элементом, а две любые части этого
множества не могут быть независимыми.
Понимание такой простой (не на первый
взгляд) идеи, что окружающий мир и сам человек – сложная система, где есть
взаимосвязи и взаимозависимости, позволяет представлять сам процесс жизни как
системный.
Человек может и способен понять, что все процессы в
окружающем и пронизывающем его мире, пронизывающем каждую клеточку его
организма, взаимосвязаны. Исходя из этого, можно понять, что любое событие в
реальном мире, прямо или косвенно, касающееся жизни самого человека – это жизнь
и функционирование системы, частью которой он является. Все состояния системы
учитывают и состояния человека (объективно). Если человек заблуждается в оценке
себя, своих возможностей и потребностей, в оценке проявлений системы, то он
обрекает себя на нацеленность на борьбу, на жалость к себе, на страдания
(душевные и физические), на изнашивание организма. Значит, если человек
устремлен в полной мере реализовывать задачу продления жизни, ему важно учиться
все более объективно воспринимать реальность, корректировать свои
представления, убеждения и т.п. В таком случае восприятие нового – это не
обязательно познание чего-то из ранее не знакомых сфер науки, это, скорее
всего, систематическое и регулярное переосмысление своих представление о себе и
о жизни, формирование нового взгляда на уже известное.