(Тексты
по теме «Сфера разума №9)
Процесс
восприятия жизненных проблем
остается актуальным для всех этапов преобразований образа жизни и образа
мыслей. Каждая новая проблема в жизни означает соприкосновение сознания с
противоположным. Противоположным тому, что учитывает человек в своих представлениях
о правильном и истинном. Однако реальность в своем бесконечном разнообразии и
постоянном изменении ставит каждый раз вопрос об обоснованности и адекватности
человеческого понимания сложившихся обстоятельств и их природы.
Мышление
личности может игнорировать до определенной поры реальность, но каждый раз
сталкиваться с необъяснимым. Тогда на помощь приходит ИРБ, отталкивая через реакции противления и отрицания полезную для человека
информацию. Обстоятельства жизни воспринимаются под управлением ИРБ как
испытания и трудности, как негатив или чей-то злой умысел. Подобные программы
восприятия и условия для формирования логических выводов продиктованы требованиями ИРБ все сводить к конкретике
окончательного вывода, заключения, решения. Это необходимо для быстрого
отклика, связанного с выживанием. Для этого нужна высокая определенность,
реализуемая путем сведения всего окружающего мира и внешних воздействий к
одному – «опасно»/«не опасно».
Основой
отношения к реальности со стороны ИРБ является положение о враждебности и
опасности окружающего мира. Для животной системы это принципиально важно,
поскольку она, управляя процессами формирования биохимического баланса
организма и психофизиологическим откликом, обеспечивает выживание в среде
обитания. На этом основана работа ИРБ животного, которое не имеет способности к
абстрактному мышлению, задачу выживания решает ИРБ на основе программ
самосохранения особи и вида.
Для
человека доминирование первичного отклика под управлением ИРБ на информацию извне
связано с тем, что разумная управляющая система слишком молода по сравнению с
ИРБ. В ходе развития способности человека к абстрактному мышлению, развития
структур мозга и их функций происходило проецирование многих программ ИРБ на
уровень развивающегося мышления, задавая
ориентиры в процессах восприятия реальности, когда нет прямой физической
опасности смерти. При наличии таковой инстинктивные программы отклика,
отточенные эволюцией, могут спасти жизнь человека, отмобилизовать его
физиологические ресурсы, обеспечивая программу самосохранения.
Установки
ИРБ в отношении информации извне и в отношении к окружающему миру ведут к непониманию человеком своих истинных
проблем, их причинности и стремлению оградить себя от возможных жизненных
трудностей. Причины проблем ИРБ всегда ищет во внешнем мире. Это закреплено в
представлениях и самой личности, формирующей картину реальности. Представление
о жизненной задаче и отношениях с окружающими как о тягостной и трудной
проблеме связано с личностными программами человека, с его ИРБ. Это
представление как об энергозатрате, как о неприятном, а значит «плохом».
Основой
логических выводов и заключений является логика рассуждений на основе
восприятия двоичного характера (хорошо/плохо, приятно/неприятно, значит плохо,
опасно). Для более глубокого понимания природы такой двоичной логики восприятия
реальности и собственного мышления необходимо обратиться к таламусу, который,
как элемент животной структуры, обеспечивает сортировку всей информации,
воспринимаемой организмом.
Напомним,
что таламус является частью лимбической системы, «ответственной» за эмоции. Это
участок переднего мозга. В нем оканчиваются аксоны большинства сенсорных
нейронов, несущих импульсы в кору мозга. От таламуса идут прямые связи к лобным
долям коры мозга. Лобные доли играют наиболее важную роль в реализации
эмоциональных переживаний. Вместе с тем, лобные доли коры «отвечают» за
интеллект, способность обобщать и делать выводы, за
ассоциативно-пространственное и образное мышление, за способность человека
прогнозировать. Ресурс лобных долей может почти целиком идти на реализацию
эмоциональных реакций личности, тогда на интеллект, аналитические способности,
образное мышление и на способность к прогнозированию ресурсов может не хватить.
Начинается дробление сложных функций мышления, дробление отражения реальности в
понимании и прогнозных оценках. Это ведет к примитивизации смыслового
восприятия и мышления. Устремленность к окончательным выводам, быстрым решениям
и завершенности любых процессов деятельности, включая мыслительный процесс,
существенно возрастает.
На
основе примитивной сортировки таламуса
происходит усложнение информации по мере
развития мышления человека, но неизменным
остается принцип разделения всего на «белое и чёрное», на «да» и «нет».
Между
тем бОльшая часть процессов реальности, воспринимаемых человеком (доступных для
его восприятия), имеет сложную структуру, основанную на сочетании
противоположного, на соотношении, на изменчивости соотношений
противоположностей, то есть изначального «белого» и «чёрного». Реальность
многообразна и изменчива, а целостность ее картины зависит не от отдельных
выраженных фрагментов «белого» и «чёрного», а от их сочетания, преобладания в
одном и изменчивости в другом, когда для одного периода времени справедливо
одно соотношение противоположного, доминирование одних процессов над другими, а
для другого периода времени картина может быть совершенно иной. Другими
словами, то, что закреплено в
представлениях человека о правильном и неправильном (со всеми производными
на эту тему), может быть таковым на определенный момент или период времени
при определенных условиях и не быть им в другой период.
Нередко
человек, по прошествии времени, оценивает события в своей судьбе или в обществе
иначе, чем это было на момент самого события. Поэтому переосмысление своих
правил восприятия и оценки всего, что даёт жизнь на всех ее уровнях понимания и
обобщения необходимо проводить в связке с идеями не дробления реальности на «хорошо/ плохо», а на понимании соотношения
и взаимосвязанности значимых процессов в какой-то период времени. Что хорошо
для одного периода времени жизни человека и, например, жизни и развития
общества, может быть губительным для другого, если нет коррекции представлений
человека о главном и значимом, о смысле прошедшего, природе его причин и нет коррекции представлений
о тенденциях на будущее.
При этом существенное значение обретает
понимание человеком достаточности ресурсов, наличия в общественном сознании
приоритетов в жизни духовной и материальной и их соотношения. Для этого
требуется более глубокое восприятие и понимание протяженных процессов в
окружающем мире и обществе, понимание условий для гармоничных соотношений
ценностных ориентиров и мотиваций в интересах развития общества и индивида. Это
возможно лишь на том уровне работы сознания, когда человек корректирует свое
отношение к логике выбора решения и понимает необходимость относительности в
решениях и относительности во временном периоде действия принятых решений. Он,
скорее, задает соотношение процессов и явлений в нужной пропорции, где есть и
«белое» и «черное» и нужное на данный период времени преобладание в их
соотношении.
Способность
к смысловой обработке информации и формированию логических выводов определяется многими факторами и
зависит от организации работы сознания, уровня биоэлектрической активности
мозга, степени избыточности организма и психики в целом. Когда доминируют
программы и реакции ИРБ в мышлении и поведении человека, то процессы генерации
логических выводов отражают, в основном, личностные особенности мировоззрения
человека, предпочтения и вкусы его личности, личный опыт и рефлекторно-личностные особенности мышления.
Поскольку
организм человека, его мозг являются результатом эволюционного развития живого,
конкретного протяженного процесса с формированием картины реальности на
уровне животного восприятия и последующим эволюционированием на основе
способности к абстрактному мышлению, то неопределенное не может для мозга
человека оставаться таковым. Он будет задавать, формировать такие способы
восприятия, осмысления реальности, которые смогут обеспечить для организма конечные решения и конкретику необходимых знаний.
Это означает, что сам характер эволюционирования человека от животного задает и
характер его мышления, его логику и подход к описанию реальности.
Человек,
находясь на современном уровне развития, неосознанно стремится к завершенности
знания о мире, завершенности причинно-следственных связей, доступных для его
восприятия и понимания. Для этого человек вводит более высокие уровни обобщения
на основе частного опыта, отвлекаясь от реального события, процесса, в котором
он стремится разобраться. Там, где не хватает конкретных знаний и объяснений,
человек стремится обобщить информацию и перейти на более высокий уровень обобщения, которое позволяет получить итоговый
вывод и завершить рассмотрение природы проблемы или процесса, определяющих
причин и последствий. Обобщение такого рода зачастую является домысливанием (когда не задается
вероятность, а дается утверждение), использованием личностного опыта, а не
познанием значимых закономерностей и взаимосвязей процессов реальности и жизни
человека. И здесь срабатывает навык мышления человека стремиться к разделению
всего на два полюса, на две позиции, на два ответа – или «да», или «нет». Животной системе необходима определенность
и конкретика итога любого процесса, включая и процессы мышления, рассуждения,
логического вывода.
Стремление
выстраивать логику так, чтобы получить в итоге окончательный ответ «да» или
«нет» привело человека к необходимости дробления всего того, что воспринимается
целостно. Отдельные факты, процессы и отдельные явления, отдельные понятия,
служащие для обобщений – все в итоге разделяется на границы, «изымается»
личностным рефлекторным мышлением человека из общей картины, системы целостной
реальности. Далее происходит первичная сортировка всего что известно и что не
известно по принципу деления на знакомое и незнакомое. Осмысление на этом этапе
означает восприятие знакомого и получение «аналога» из памяти, а незнакомое
проходит цикл сортировки (с обязательным вмешательством личности) по признакам
важно, нравится, приятно, интересно. При высокой избыточности организма и
психики сортировка происходит на основе
личностного фактора восприятия, то есть менее объективно, поскольку преобладают
знания, личный опыт на основе психоэмоциональных переживаний и предпочтения
личности.
В
результате раздробленная картина реального процесса или событий, составляющих
жизненную задачу, не восстанавливается до адекватного уровня, а имеет
выраженный фрагментарный характер. Не факт, что личность выделит именно
определяюще-важные и значимые стороны и взаимосвязи, скорее она реализует вкус
и предпочтения. Так формируется личностная картина мира, а решение текущих
задач реализуется в русле не понимания истинных проблем и причинно-следственных
связей, а в результате трактовки личностью и выборки фактов и взаимосвязей на
основе личностного представления о важном и значимом.
Задача
развития системного взгляда на любую проблему или процесс (III уровень работы сознания) может быть решена при
учете изложенной картины фрагментации реальности при личностном восприятии.
Стремление к окончательным выводам и решениям со стороны ИРБ не завершает
процесс обработки информации при восприятии и мышлении. Принятые решения и окончательные выводы не пересматриваются,
они хранятся в памяти на случай использования в аналогичных ситуациях и при
решении аналогичных задач. Этот процесс не всегда осознается человеком,
поскольку механизм задействования аксонных связей в мозге ориентирован на
частоту использования, степень активности связей, которые срабатывают раньше,
чем остальные, задействованные в процессы формирования логических умозаключений
и выводов. Наиболее активные зоны более прочно взаимодействуют с подкоркой
(программами ИРБ), что обеспечивает, зачастую, формирование отклика в обход
сознания человека.
Учитывая
многообразие и единство окружающего мира и протекающих в нем процессов, человек
может корректировать процессы своего восприятия и мышления, приводя свои
решения в более адекватный реальности вид. Нужно учитывать, что решения и
выводы должны рассматриваться на конкретный период времени, а факторы, учтенные
при выработке решения, могут изменяться и даже исчезать. На замену могут
приходить новые условия и значимые факторы влияния на процессы деятельности и
самой жизни. Тогда решения воспринимаются уже как текущие, а планы рассматриваются
как ориентиры, задающие русло процесса жизни и деятельности. Человек
спокойнее относится к необходимости пересмотра, переосмысления решений и той
основы, на которой они принимались. Он не дорожит своими выводами и решениями,
правотой, а инициирует познавательный интерес. Самооценка, при этом, может
существенно изменяться без стрессовых переживаний и «обид на весь мир». Само ее значение для своей жизни человек
пересматривает легко и с интересом к себе и ведению собственной жизни.
В
итоге, можно отметить, что процессы развития мышления до уровня сознания и
возможности познания существенно зависят от степени активности тех
нейронно-сетевых зон коры, которые «отвечают» за рефлекторно-личностное
мышление. Когда человек осознанно корректирует процессы формирования картины мира
в своем сознании, он опирается на целостность реальности и системную
взаимосвязанность составляющих ее процессов и явлений. Поэтому конкретные
выводы, необходимые человеку для решения текущих задач и технической
интерпретации реальных процессов он не закрепляет «навсегда» в долговременной
памяти как характеристику реальности или фрагмента. А поясняет для себя справедливость вывода при наличии конкретного
набора условий, критериев оценки правильности и времени, на которое эти выводы
делаются. Такое понимание относительности правильного и целесообразного
дает возможность провести более тщательный анализ любой новой ситуации,
это будет дополняться более тщательным изучением общих взаимосвязей и значимых действующих факторов в протяженных
процессах. Такие познания развивают, а мышление человека поднимается на
более высокий уровень организации и восприятия реальности по отношению к
наиболее сложным программам отражения и отклика в ИРБ, составляющих примитивное
мышление.
«Сборка»
реальности в мышлении человека может быть более адекватной этой реальности,
когда человек не дорожит личностным опытом и понимает относительность личностных
истин и собственных выводов. Изменчивость, непредсказуемость и противоречивость
окружающего мира является для человека таковой лишь тогда, когда он консервирует в своем мышлении и памяти
знания и выводы в отношении каких-то конкретных фрагментов реальности, системы
личностных отношений, конкретных событий и своих знаний, основанных на
личностном опыте. |