PSYSTAN
Четверг, 18.04.2024, 20:54
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная ДневникРегистрацияВход
Меню сайта
Категории раздела
2024 [2]
2023 [15]
2022 [16]
2021 [16]
2020 [35]
2019 [49]
2018 [18]
2017 [9]
2016 [9]
2015 [1]
2014 [6]
2013 [7]
2012 [18]
2011 [46]
2010 [56]
2009 [2]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

17:09
Природа двоичной логики при восприятии информации и генерации логических выводов. ( ч.I )
(Тексты по теме «Сфера разума №9)

Процесс восприятия жизненных проблем остается актуальным для всех этапов преобразований образа жизни и образа мыслей. Каждая новая проблема в жизни означает соприкосновение сознания с противоположным. Противоположным тому, что учитывает человек в своих представлениях о правильном и истинном. Однако реальность в своем бесконечном разнообразии и постоянном изменении ставит каждый раз вопрос об обоснованности и адекватности человеческого понимания сложившихся обстоятельств и их природы.

 

Мышление личности может игнорировать до определенной поры реальность, но каждый раз сталкиваться с необъяснимым. Тогда на помощь приходит ИРБ, отталкивая через реакции противления и отрицания полезную для человека информацию. Обстоятельства жизни воспринимаются под управлением ИРБ как испытания и трудности, как негатив или чей-то злой умысел. Подобные программы восприятия и условия для формирования логических выводов продиктованы требованиями ИРБ все сводить к конкретике окончательного вывода, заключения, решения. Это необходимо для быстрого отклика, связанного с выживанием. Для этого нужна высокая определенность, реализуемая путем сведения всего окружающего мира и внешних воздействий к одному – «опасно»/«не опасно».

 

Основой отношения к реальности со стороны ИРБ является положение о враждебности и опасности окружающего мира. Для животной системы это принципиально важно, поскольку она, управляя процессами формирования биохимического баланса организма и психофизиологическим откликом, обеспечивает выживание в среде обитания. На этом основана работа ИРБ животного, которое не имеет способности к абстрактному мышлению, задачу выживания решает ИРБ на основе программ самосохранения особи и вида.

 

Для человека доминирование первичного отклика под управлением ИРБ на информацию извне связано с тем, что разумная управляющая система слишком молода по сравнению с ИРБ. В ходе развития способности человека к абстрактному мышлению, развития структур мозга и их функций происходило проецирование многих программ ИРБ на уровень развивающегося мышления, задавая ориентиры в процессах восприятия реальности, когда нет прямой физической опасности смерти. При наличии таковой инстинктивные программы отклика, отточенные эволюцией, могут спасти жизнь человека, отмобилизовать его физиологические ресурсы, обеспечивая программу самосохранения.

 

Установки ИРБ в отношении информации извне и в отношении к окружающему миру  ведут к непониманию человеком своих истинных проблем, их причинности и стремлению оградить себя от возможных жизненных трудностей. Причины проблем ИРБ всегда ищет во внешнем мире. Это закреплено в представлениях и самой личности, формирующей картину реальности. Представление о жизненной задаче и отношениях с окружающими как о тягостной и трудной проблеме связано с личностными программами человека, с его ИРБ. Это представление как об энергозатрате, как о неприятном, а значит  «плохом».

 

Основой логических выводов и заключений является логика рассуждений на основе восприятия двоичного характера (хорошо/плохо, приятно/неприятно, значит плохо, опасно). Для более глубокого понимания природы такой двоичной логики восприятия реальности и собственного мышления необходимо обратиться к таламусу, который, как элемент животной структуры, обеспечивает сортировку всей информации, воспринимаемой организмом.

 

Напомним, что таламус является частью лимбической системы, «ответственной» за эмоции. Это участок переднего мозга. В нем оканчиваются аксоны большинства сенсорных нейронов, несущих импульсы в кору мозга. От таламуса идут прямые связи к лобным долям коры мозга. Лобные доли играют наиболее важную роль в реализации эмоциональных переживаний. Вместе с тем, лобные доли коры «отвечают» за интеллект, способность обобщать и делать выводы, за ассоциативно-пространственное и образное мышление, за способность человека прогнозировать. Ресурс лобных долей может почти целиком идти на реализацию эмоциональных реакций личности, тогда на интеллект, аналитические способности, образное мышление и на способность к прогнозированию ресурсов может не хватить. Начинается дробление сложных функций мышления, дробление отражения реальности в понимании и прогнозных оценках. Это ведет к примитивизации смыслового восприятия и мышления. Устремленность к окончательным выводам, быстрым решениям и завершенности любых процессов деятельности, включая мыслительный процесс, существенно возрастает.

 

На основе  примитивной сортировки таламуса происходит  усложнение информации по мере развития мышления человека, но неизменным остается принцип разделения всего на «белое и чёрное», на «да» и «нет». 

Между тем бОльшая часть процессов реальности, воспринимаемых человеком (доступных для его восприятия), имеет сложную структуру, основанную на сочетании противоположного, на соотношении, на изменчивости соотношений противоположностей, то есть изначального «белого» и «чёрного». Реальность многообразна и изменчива, а целостность ее картины зависит не от отдельных выраженных фрагментов «белого» и «чёрного», а от их сочетания, преобладания в одном и изменчивости в другом, когда для одного периода времени справедливо одно соотношение противоположного, доминирование одних процессов над другими, а для другого периода времени картина может быть совершенно иной. Другими словами, то, что закреплено в представлениях человека о правильном и неправильном (со всеми производными на эту тему), может быть таковым на определенный момент или период времени при определенных условиях и не быть им в другой период.

 

Нередко человек, по прошествии времени, оценивает события в своей судьбе или в обществе иначе, чем это было на момент самого события. Поэтому переосмысление своих правил восприятия и оценки всего, что даёт жизнь на всех ее уровнях понимания и обобщения необходимо проводить в связке с идеями не дробления реальности на «хорошо/ плохо», а на понимании соотношения и взаимосвязанности значимых процессов в какой-то период времени. Что хорошо для одного периода времени жизни человека и, например, жизни и развития общества, может быть губительным для другого, если нет коррекции представлений человека о главном и значимом, о смысле прошедшего,  природе его причин и нет коррекции представлений о тенденциях на будущее.

 При этом существенное значение обретает понимание человеком достаточности ресурсов, наличия в общественном сознании приоритетов в жизни духовной и материальной и их соотношения. Для этого требуется более глубокое восприятие и понимание протяженных процессов в окружающем мире и обществе, понимание условий для гармоничных соотношений ценностных ориентиров и мотиваций в интересах развития общества и индивида. Это возможно лишь на том уровне работы сознания, когда человек корректирует свое отношение к логике выбора решения и понимает необходимость относительности в решениях и относительности во временном периоде действия принятых решений. Он, скорее, задает соотношение процессов и явлений в нужной пропорции, где есть и «белое» и «черное» и нужное на данный период времени преобладание в их соотношении.

 

Способность к смысловой обработке информации и формированию логических  выводов определяется многими факторами и зависит от организации работы сознания, уровня биоэлектрической активности мозга, степени избыточности организма и психики в целом. Когда доминируют программы и реакции ИРБ в мышлении и поведении человека, то процессы генерации логических выводов отражают, в основном, личностные особенности мировоззрения человека, предпочтения и вкусы его личности, личный опыт и  рефлекторно-личностные особенности мышления.

 

Поскольку организм человека, его мозг являются результатом эволюционного развития живого, конкретного протяженного процесса с формированием картины реальности на уровне животного восприятия и последующим эволюционированием на основе способности к абстрактному мышлению, то неопределенное не может для мозга человека оставаться таковым. Он будет задавать, формировать такие способы восприятия, осмысления реальности, которые смогут обеспечить для организма конечные решения и конкретику необходимых знаний. Это означает, что сам характер эволюционирования человека от животного задает и характер его мышления, его логику и подход к описанию реальности.

 

Человек, находясь на современном уровне развития, неосознанно стремится к завершенности знания о мире, завершенности причинно-следственных связей, доступных для его восприятия и понимания. Для этого человек вводит более высокие уровни обобщения на основе частного опыта, отвлекаясь от реального события, процесса, в котором он стремится разобраться. Там, где не хватает конкретных знаний и объяснений, человек стремится обобщить информацию и перейти на более высокий уровень  обобщения, которое позволяет получить итоговый вывод и завершить рассмотрение природы проблемы или процесса, определяющих причин и последствий. Обобщение такого рода зачастую является домысливанием (когда не задается вероятность, а дается утверждение), использованием личностного опыта, а не познанием значимых закономерностей и взаимосвязей процессов реальности и жизни человека. И здесь срабатывает навык мышления человека стремиться к разделению всего на два полюса, на две позиции, на два ответа – или «да», или «нет». Животной системе необходима определенность и конкретика итога любого процесса, включая и процессы мышления, рассуждения, логического вывода.

 

Стремление выстраивать логику так, чтобы получить в итоге окончательный ответ «да» или «нет» привело человека к необходимости дробления всего того, что воспринимается целостно. Отдельные факты, процессы и отдельные явления, отдельные понятия, служащие для обобщений – все в итоге разделяется на границы, «изымается» личностным рефлекторным мышлением человека из общей картины, системы целостной реальности. Далее происходит первичная сортировка всего что известно и что не известно по принципу деления на знакомое и незнакомое. Осмысление на этом этапе означает восприятие знакомого и получение «аналога» из памяти, а незнакомое проходит цикл сортировки (с обязательным вмешательством личности) по признакам важно, нравится, приятно, интересно. При высокой избыточности организма и психики сортировка  происходит на основе личностного фактора восприятия, то есть менее объективно, поскольку преобладают знания, личный опыт на основе психоэмоциональных переживаний и предпочтения личности.

 

В результате раздробленная картина реального процесса или событий, составляющих жизненную задачу, не восстанавливается до адекватного уровня, а имеет выраженный фрагментарный характер. Не факт, что личность выделит именно определяюще-важные и значимые стороны и взаимосвязи, скорее она реализует вкус и предпочтения. Так формируется личностная картина мира, а решение текущих задач реализуется в русле не понимания истинных проблем и причинно-следственных связей, а в результате трактовки личностью и выборки фактов и взаимосвязей на основе личностного представления о важном и значимом.

 

Задача развития системного взгляда на любую проблему или процесс (III уровень работы сознания) может быть решена при учете изложенной картины фрагментации реальности при личностном восприятии. Стремление к окончательным выводам и решениям со стороны ИРБ не завершает процесс обработки информации при восприятии и мышлении. Принятые решения и окончательные выводы не пересматриваются, они хранятся в памяти на случай использования в аналогичных ситуациях и при решении аналогичных задач. Этот процесс не всегда осознается человеком, поскольку механизм задействования аксонных связей в мозге ориентирован на частоту использования, степень активности связей, которые срабатывают раньше, чем остальные, задействованные в процессы формирования логических умозаключений и выводов. Наиболее активные зоны более прочно взаимодействуют с подкоркой (программами ИРБ), что обеспечивает, зачастую, формирование отклика в обход сознания человека.

 

Учитывая многообразие и единство окружающего мира и протекающих в нем процессов, человек может корректировать процессы своего восприятия и мышления, приводя свои решения в более адекватный реальности вид. Нужно учитывать, что решения и выводы должны рассматриваться на конкретный период времени, а факторы, учтенные при выработке решения, могут изменяться и даже исчезать. На замену могут приходить новые условия и значимые факторы влияния на процессы деятельности и самой жизни. Тогда решения воспринимаются уже как текущие, а планы рассматриваются как ориентиры, задающие русло процесса жизни и деятельности. Человек спокойнее относится к необходимости пересмотра, переосмысления решений и той основы, на которой они принимались. Он не дорожит своими выводами и решениями, правотой, а инициирует познавательный интерес. Самооценка, при этом, может существенно изменяться без стрессовых переживаний и «обид на весь мир».  Само ее значение для своей жизни человек пересматривает легко и с интересом к себе и ведению собственной жизни.

 

В итоге, можно отметить, что процессы развития мышления до уровня сознания и возможности познания существенно зависят от степени активности тех нейронно-сетевых зон коры, которые «отвечают» за рефлекторно-личностное мышление. Когда человек осознанно корректирует процессы формирования картины мира в своем сознании, он опирается на целостность реальности и системную взаимосвязанность составляющих ее процессов и явлений. Поэтому конкретные выводы, необходимые человеку для решения текущих задач и технической интерпретации реальных процессов он не закрепляет «навсегда» в долговременной памяти как характеристику реальности или фрагмента. А поясняет для себя справедливость вывода при наличии конкретного набора условий, критериев оценки правильности и времени, на которое эти выводы делаются. Такое понимание относительности правильного и целесообразного дает возможность провести более тщательный анализ любой новой ситуации, это будет дополняться более тщательным изучением общих взаимосвязей и значимых действующих факторов в протяженных процессах. Такие познания развивают, а мышление человека поднимается на более высокий уровень организации и восприятия реальности по отношению к наиболее сложным программам отражения и отклика в ИРБ, составляющих примитивное мышление.

 

«Сборка» реальности в мышлении человека может быть более адекватной этой реальности, когда человек не дорожит личностным опытом и понимает относительность личностных истин и собственных выводов. Изменчивость, непредсказуемость и противоречивость окружающего мира является для человека таковой лишь тогда, когда он консервирует в своем мышлении и памяти знания и выводы в отношении каких-то конкретных фрагментов реальности, системы личностных отношений, конкретных событий и своих знаний, основанных на личностном опыте.

Категория: 2012 | Просмотров: 1937 | Добавил: Olsestar | Теги: личностные установки, ведение жизни, консерватизм, принципы мышления, значение целостности, сфера разума, рефлекторное восприятие, логика мышления
Всего комментариев: 0
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Календарь
«  Апрель 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024