Организация процесса возобновления интереса к жизни и смысловых мотиваций под управлением разумной управляющей системы (РУС). Значение возобновления.
Фундаментом процессов развития разума является системно организованная непрерывно-логическая работа сознания, логически смысловое восприятие информации. Эта работа основана на осознанном возобновлении интереса человека к жизни, стоящим задачам и процессам самоосознания и самоэволюции. Необходимым условием для этого является самостоятельная инициативная работа сознания, организованная в циклах реальной работы в повседневности, переосмысление определенных позиций мировоззрения, а также накопленных понятий, знаний и представлений.
Для ведения жизни с целью развития разума, полезной реализации индивидуальных способностей сознания и продления жизни возобновление является основным принципом, реализация которого недоступна животной управляющей системе. Она лишь опирается на программы ИРБ, что позволяет за период покоя и отдыха животного восстановить энергобаланс организма и реализовывать обретение условно-рефлекторных навыков поведения в среде обитания.
Целесообразно понимать, что возобновление интереса к жизни, формирование смысловой мотивации познания и деятельности необходимо осуществлять систематически в течение активного периода суток, примерно через 3,5-4,5 часа (в среднем, в зависимости от физических и психических нагрузок). Период около 4 часов – это то время, в течение которого происходят изменения множества составляющих информационной программы жизни и деятельности организма, потребностно-мотивационной сферы человека и целеполагания. Меняется состав крови (в части ряда составляющих, отражающих информацию о состоянии организма и его жизнедеятельности), меняется состояние обмена веществ по ряду параметров и энергобаланса организма.
Если РУС не воспроизводит интереса к жизни, к стоящим задачам и проблемам, если не формирует на основе интереса логически-смысловой мотивации, то процесс управления перехватывает животная управляющая система и формирует потребностные мотивационные установки на основе принципов ведения жизни животным способом. Личность, с точки зрения ведения жизни под управлением РУС – совокупность достаточно устойчивых синаптических связей в коре мозга, сформировавшихся после рождения в результате действия инстинкта подражания, воспитания, обучения, начального жизненного опыта. Формирование личности происходит на базе инстинктов и безусловных рефлексов, но сами синаптические связи, обеспечивающие личностные качества, можно считать системой условных рефлексов.
Именно личность начинает реализовывать свою программу для организма. Она выражается в мотивациях, устремленностях и состояниях, отражающих только потребности организма и установки, отклики и устремленности личности (например, «хочу, нравится, терпеть не могу и т.д.») В целом, перехват управления животной системой, которая провоцируется личностью человека, приводит к тому, что управление опирается лишь на элементы мобилизационной программы физиологических ресурсов организма и психоэмоциональной сферы личности. Опорными состояниями для такого управления являются силовые состояния или пассивные, созерцательные состояния психики на основе отстранения от действительности. При этом разрушаются:
- Целостная картина в сознании человека задач ведения жизни в каждой ее сфере и их взаимосвязанность.
- Смысловая мотивация интереса к стоящим проблемам и процессам жизни, познавательного поиска для удовлетворения потребностей разума в новой информации и знаниях.
- Устойчивое управление от ВК вниманием сознания.
- Останавливается или затрудняется процесс понимания информации от организма и извне на уровне высокоорганизованных уровней сознания, т.е. от ВК.
- Психофизический баланс, соответствующий осознанно сформированному равновесному внутреннему состоянию. Наступает дисбаланс, следствием этого является фрагментация работы сознания.
Следует отметить, что следствием перечисленных выше пунктов всегда является перехват управления вниманием сознания рефлекторно-личностной системой. Результат этого – фрагментация и избирательность восприятия на основе предпочтений личности и ее вкусов. Общим результатом перечисленных процессов является постепенная блокировка развития разума человека, его индивидуальных способностей сознания, способности формировать новое, обновлять понятия, знания и представления, накопленные ранее.
При психофизическом дисбалансе, спровоцированном эмоциональной сферой личности человека, всегда происходит частичная фрагментация работы сознания. Когда к этому добавляются неопределенности из внешнего мира, начинается усиление фрагментации работы сознания из-за неготовности личности удерживать внимание сознания и управлять им с сохранением целостной картины жизни. Напомним, неопределенности воспринимаются животной управляющей системой как потенциальные опасности. Это требует концентрации внимания на отдельных фрагментах реальности в ущерб целостной картине смыслового восприятия.
Личность выхватывает фрагменты и начинает формирование отражения реальности на их основе в соответствии со своими приоритетами (часто весьма далекими от реально значимых аспектов, важных фактов, процессов для жизнедеятельности человека и его развития).
Таким образом, процессы возобновления интереса сознания в целом к жизни и конкретным проблемам с точки зрения поиска их оптимального решения, формирование на основе интереса смысловой мотивации познания, являются важнейшим условием для развития сознания и продления жизни организма.
Все аспекты возобновления зависят от устойчивости управления этим процессом от ВК, то есть от наиболее высокоорганизованных уровней сознания. И здесь целесообразно обратить внимание на особенности работы некоторой группы гормонов, способствующих удержанию равновесного, бесстрессового состояния, необходимого для работы сознания и его развития.
Так, направляя ход своих мыслей, подводя итоги дня или определенного дела в течение дня, необходимо фокусировать свое внимание на небольших подвижках к лучшему, на конструктивных идеях и результатах переосмысления каких-либо позиций мировоззрения. Это приводит к активизации формирования дофамина в организме, «отвечающего» за удовольствия и удовлетворение. При больших объемах дофамина преобладает удовольствие. Если личность человека стремится к удовольствиям, то это приводит к тому, что мотивация к последующим шагам познавательного процесса, саморазвитию угасает из-за подъема уровня возбуждения организма. Довольствование животной системы при этом велико, внимание сознания постепенно уводится в сферу ощущений, сознание снижает активность до весьма низкого уровня. Здесь главной проблемой для личности является понимание разумной достаточности, что соответствует работе ВК, а не низшим уровням сознания, определяемым как рефлекторное мышление с опорой на эмоционально-чувственное отражение процесса удовольствия.
При небольшом объеме дофамина, необходимого для формирования состояния удовлетворения, происходит химическая стимуляция структур мозга, которые прямо или косвенно связаны с познавательным процессом, пониманием и формированием логических выводов.
Другой гормон, играющий роль антидепрессанта, это серотонин. Вырабатывается при хорошей освещенности, потреблении черного шоколада, бананов, помидоров. Стимуляция выработки организмом серотонина еще зависит от разумно организованных систематических малых и средних физических нагрузок. Серотонин – основа нейтрально-позитивного настроения и готовности к инициативной активности. Это носитель оптимизма и готовности к конструктивному восприятию трудностей и нагрузок. К подобным эффектам по организму ведет и действие других гормонов – эндорфинов. Они вырабатываются организмом для снижения боли, при депрессивных ударах и тяжелых, длительных стрессовых переживаниях. Для стабилизации нужного организму количества эндорфинов необходимы постоянные малые и средние физические нагрузки. Опять мы приходим к необходимости организации со стороны ВК режима и ритма дня и занятий по работе над собой, включая физическую культуру.
Таким образом, возобновляя по инициативе собственного сознания, интерес к процессу жизни, ее познанию, человек в определенных циклах повседневной работы организма и сознания обеспечивает более устойчивое управление от ВК процессами собственного развития и восстановления организма, поскольку управляющее действие животной системы реализует только силовой подход к ведению жизни на основе формирования и удержания избыточных напряжений.
|