По мере понимания себя и окружающего мира человек сталкивается с необходимостью осознания и понимания собственного процесса восприятия и механизма собственного мышления. Во всяком случае, он об этом начинает задумываться все чаще, особенно, приступив к системным преобразованиям для ведения жизни от разумной управляющей системы (РУС).
В функциях высокоорганизованных уровней сознания заложена способность к самосовершенствованию. Это вытекает из особенностей построения коры мозга, лобных долей и множества функций, которые обретает и развивает мозг человека при познании мира и себя. В информационную эпоху эволюции сознания, когда потоки информации и знаний превышают физиологические возможности мозга человека по их обработке, возникает необходимость в системном управлении со стороны разума человека потоками информации общего плана и потоками знаний.
Задача упорядочивания и организации процесса восприятия и обработки информации становится сверхактуальной. Становятся востребованными такие способности человеческого сознания как умение обобщать и делать выводы, логически сжимать большой объем информации, выделяя главное, саму суть (выполнять логическую компрессию информации). Для полноценного решения такой задачи и множества подобных ей, человеку необходимо самому разобраться и упорядочить накопленные понятия, знания и представления, систематизировать и обновлять актуальные знания и информацию для ведения жизни и полезной реализации. Для такого протяженного процесса необходима устойчивая мотивация самого человека, его интерес к самопознанию и саморазвитию.
Если есть интерес, внимание сознания закрепляется на задаче и происходит, по инициативе самого человека, консолидация ресурсов сознания на одном вопросе, задаче, проблеме и т.п. Это означает, что возникает фокусировка внимания и смыслового восприятия на подходящих для задачи знаниях, дополнительно полученной информации, а также на интуитивном восприятии новой информации сознанием человека. Здесь важным может быть сам момент восприятия задачи целостно, когда человек понимает ее отдельные части, причинно-следственные взаимосвязи между ними и видит, при этом, еще и общую картину (не выпускает ее из сферы своего сознания). Внимание сознания в таком процессе должно быть непрерывным и сконцентрированным.
Осознанность, в таком случае, начинает выстраиваться как процесс движения от простого фрагмента задачи к более сложному. Но в сознании сохраняется целостная картина. Человек, переключая внимание сознания на взаимосвязи внутри целого, сохраняет общую картину в сознании и дополняет ее вариантами решений стоящей задачи, прослеживая развитие ситуации при том или ином решении. Формируется набор вариантов решений и подходов к ним. Осознанность ситуации существенно возрастает при рассмотрении задачи по частям (как бы изнутри) и во взаимосвязи с внешними условиями.
Если рассматривать процесс самопознания и саморазвития в целом, то можно его считать функциональной задачей человеческого разума на определенном уровне своего развития. Чтобы «включить» эту функцию, необходима инициатива самого человека, его интерес к жизни и процессам познания и саморазвития. Воспроизвести интерес может лишь сам человек, по собственной инициативе. Для этого ему необходимо изучать и учиться понимать процессы своего восприятия и механизмы своего мышления. Здесь самоорганизация выходит на первый план, поскольку никто, кроме самого человека, не сможет организовать этот процесс самостоятельно и инициативно. Выделим несколько аспектов этой работы, которые наиболее важны для ведения жизни.
Чтобы внимание сознания удерживать необходимое время для понимания проблемы (или вникания в условия задачи), необходим осознанно сформированный интерес сознания. Для этого нужна работа сознания по изучению того, что нужно и важно для процесса самопознания и саморазвития, на чем необходимо сконцентрировать свое внимание и в каком объеме необходимо обновление понятий, знаний и представлений. Это необходимо очерчивать примерно без стремлений к четким границам и объемам, поскольку в процессе самопознания и самоосознания человек многое переоценивает и меняет свои представления о главном и значимом. Но всегда необходимо учиться видеть проблему в целом и понимать ее значение. Тогда возможна инициатива познания, направленная самим разумом. Из этого можно постоянно формировать интерес, а на его основе концентрировать внимание сознания на нужной информации, нужной проблеме или задаче.
Особенностью работы разума человека в целом над проблемой самоосознания и самопознания является способность воспринимать и понимать единство противоположностей, чего не может рефлекторно-личностное мышление. Если системно организовано осознанное формирование внутреннего равновесного состояния организма и психики перед работой над собой и используется принцип чередования созерцательной фазы и консолидации возможностей сознания на одном объекте (или проблеме), то разум реализует способность анализировать и обобщать эмоционально-чувственный опыт человека без формирования по организму психофизического дисбаланса с последующей фрагментацией работы самого разума. При осознанном процессе формирования систематической мотивации саморазвития разум может подвергать критическому анализу собственные логические построения, интуитивное видение и собственные выводы. Это освобождает человека от односторонности личностного плана, позволяет обобщать информацию разного смыслового масштаба и значения. Что означает, при определенных условиях, способность продвигаться к истинному пониманию и знаниям об объективном мире и его закономерностях. Для реализации такой задачи и необходима практика осознанного формирования интереса к жизни, к познанию, а на основе интереса – формирование мотиваций самопознания и саморазвития. На определенном этапе этой работы человек всем своим существом почувствует и поймет необходимость во взаимодействии, во взаиморазвитии. В этом проявится биосоциальный характер человека и его разума. |