PSYSTAN
Вторник, 16.04.2024, 12:12
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная ДневникРегистрацияВход
Меню сайта
Категории раздела
2024 [2]
2023 [15]
2022 [16]
2021 [16]
2020 [35]
2019 [49]
2018 [18]
2017 [9]
2016 [9]
2015 [1]
2014 [6]
2013 [7]
2012 [18]
2011 [46]
2010 [56]
2009 [2]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

23:03
Необходимость системного мировоззрения и индивидуальность.

(Тексты на тему "Сфера разума №5)

Часть I.

Одна из составляющих процессов развития сознания заключается в переосмыслении человеком своего мировоззрения, представлений, лежащих в его основе. Для этого необходимо систематизировать все то, что означает для человека мировоззрение. Задачи ведения жизни начинаются с упорядочивания и организации образа мыслей и образа жизни, системы отношений с окружающими. Реализуя системный подход к ведению жизни, человек обеспечивает не только ее продление, но и реализацию своей индивидуальности с пользой для окружающих и себя. Это, прежде всего, индивидуальные способности сознания. Именно развитие сознания является образующей задачей по отношению к остальным вопросам преобразования жизни.

 

Напомним, что системность, взаимозависимость и взаимосвязанность всего сущего позволяет при формировании человеком системного взгляда на жизнь понимать себя и окружающий мир, закономерности процессов, протекающих в нем. Это означает, что и мировоззрение человека должно быть упорядоченным, осмысленным и системно организованным. Отметим, как определение, что система это множество взаимосвязанных элементов, каждый из которых связан, прямо или косвенно, с каждым другим элементом, а две любые части этого множества не могут быть не зависимыми. Система – это не просто какая-то количественная сумма составляющих ее элементов. Это новое качество. Новое качество возникает на уровне целого в результате взаимодействия частей этого целого.

При системном подходе к ведению жизни необходимо любое явление рассматривать как систему внутреннего и внешнего. Система может быть рассмотрена как взаимодействие составляющих ее элементов – это внутреннее взаимодействие. В то же время, являясь элементом другой системы, она взаимодействует с другими элементами этой системы. Это и есть внешнее взаимодействие.

Таким образом, внешнее взаимодействие всегда присутствует. На основе этих определений и понятий можно выстраивать всю работу по упорядочиванию мировоззрения.

 

Определим мировоззрение как систему общих взглядов на мир, на человека и его место в мире, на отношение человека к окружающей действительности и себе. Сюда следует добавить взгляды и убеждения, ценности и идеалы, а также общие принципы деятельности и познания. Определим примерную структуру того, что принято называть мировоззрением, для постепенного формирования определенной организации всей этой системы. Выделим следующее в структуре мировоззрения:

 1. Мироощущение. Основано на психоэмоциональном и чувственном отражении и восприятии окружающего    мира.

                 2. Мировосприятие. Основано на мироощущениях, образе мыслей,    где присутствуют                представления человека             

     на основе рефлекторного и смыслового (в отдельных случаях) восприятия.

                3. Миропонимание. Основано на смысловом восприятии реальности и себя и направлено на исследование и            

     познание   физической  сути процессов,  происходящих в реальности, в обществе, в отношениях с

    окружающим миром и внутри себя. В миропонимании особую роль играет проявление познавательной    

    потребности разума, который следует по пути развития и переосмысления накопленного опыта и знаний.

 

Приступая к упорядочиванию и системной организации собственного мировоззрения, человек должен понимать значение этой работы. Необходимо связывать осознанную структуру, организацию мировоззрения с необходимостью развития, возможностью переосмысления существующих взглядов, знаний и представлений для обновления всего, что может войти в противоречие с окружающей реальностью и процессами ее развития.

 

Выделим то, что человек формирует под воздействием среды и представлений взрослых людей о ведении жизни. Прежде всего, необходимо выделить установки, правила ИРБ, которые отражены в привычном мыслительном процессе, в представлениях, в самооценках и прогнозах на будущее. Поскольку стереотипы, основанные на усвоенных с детства знаниях и правилах, существуют в мышлении каждого человека, то важно помнить, что в процессах реальной жизнедеятельности они проявляются сразу с момента восприятия и регулируют процесс принятия решений на основе поступившей извне информации. Здесь необходимо глубокое понимание того, что является определяющим условием, а что преходящим знанием и пониманием. Нет у человека ничего абсолютного, прежде всего знания. Дорожит ими только личность, управляемая ИРБ. Поэтому значимость своим знаниям и возможностям, убеждениям присваивает личность, что существенно отдаляет человека от истины.

 

Упорядочить свои представления по каждой сфере жизни человек может, осознав необходимость организации своих взглядов, знаний и представлений по принципу значимости для ведения жизни и ее продления. И здесь важно учитывать, что программы и реакции ИРБ направлены на сохранение, сбережение накопленного, включая знания и представления об окружающем мире, жизни и самом себе. Реакции противления, порождаемые ИРБ, всегда проецируются на уровень повседневного мышления, пока человек осознанно не скорректирует этот процесс. Коррекция связана с необходимостью формирования смыслового восприятия, а не отрицания на основе сравнения с собственными знаниями, которые личность возводит в абсолют или хранит как хранит запасы на зиму животное.

 

Выделим задачу оценки представления человека об объективных условиях и субъективных желаниях. Это важнейший вопрос задачи освобождения сферы мышления человека от установок и программ животной системы. Когда личность человека, управляемая ИРБ, во главу угла ставит свои желания, вкусы и предпочтения без учета объективных условий жизни и деятельности, то создается конфликтность, провоцирующая программы и реакции ИРБ на формирование устремленности преодолевать, бороться или затаиваться и терпеть. Осмысление самой природы такой конфликтности при восприятии реальности позволяет человеку сфокусировать внимание сознания на личностных установках и оценить их смысл. За каждой такой установкой личности стоят представления человека. Они составляют основу его мышления. Обновляя представления без стрессов и эмоциональных импульсов, человек развивает способности своего сознания, изучая реальные взаимосвязи и взаимозависимости. Необходимо помнить о явлении старения информации и знаний. Удерживать былые достижения человеческой мысли без их обновления и дальнейшего развития нецелесообразно с точки зрения задачи ведения жизни.

 

Силовые методы ведения жизни провоцируются теми представлениями мировоззрения человека, которые приводят к отрицанию внешних взаимосвязей и к готовности их изменить под личные представления и вкусы, взгляды и стремления. Переосмысление конкретных личных установок целесообразно начинать с понимания смысла взаимосвязанности внешних процессов с восприятием человека и его внутренними состояниями. Конфликтность субъективных желаний человека с окружающим миром возрастает, когда он не учитывает взаимосвязанности своего процесса жизни с внешними условиями. В мировоззрении это связано с представлениями о настойчивости, упорстве, готовности преодолевать препятствия.

 

Субъективное желание – это еще и скоропалительные выводы личности, основанные на готовности использовать накопленные знания, представления применительно к конкретной ситуации без ее изучения и понимания ее природы. Другой стороной «конфликта интересов» личности и реальности является убежденность личности в незыблемости каких-то знаний и правил, которые ею усвоены. Это означает, что необходимо выделить и рассмотреть те взгляды и правила, которыми человек руководствуется в каждой сфере жизни. Необходимо понять, что подобные взгляды и правила могут отличаться от условий жизни и деятельности в настоящее время, а также от взглядов и правил других людей, с которыми человек связан взаимодействиями.

Это означает, что в структуре мировоззрения человека присутствует большой набор разноплановых (общих и частных) и не осмысленных человеком взглядов и убеждений, являющихся инструктивными (условно-рефлекторными).

Необходимость разделения на внутренние и внешние взаимодействия становится понятной, когда человек сталкивается с объективными внешними условиями, связанными, например, с погодой, и внутренними состояниями готовности реализовать желание, продиктованное личностью. Внешнее противоречие, например, сильной непогоды зимой с желанием личности пойти в лыжный поход, очевидно. Оно становится легко разрешимым, когда человек просто учитывает объективные условия и корректирует свои желания.

 

Но внутренние состояния остаются без контроля со стороны сознания, если человек не работает над этим. Внутренние состояния личности связаны с особым значением и ожиданиями задуманного. Невозможность реализации задуманного порождает у личности, управляемой ИРБ, целый набор откликов и внутренних состояний, связанных с неприятием и отрицанием. В других случаях это досада, обида, апатия. Внешний процесс, таким образом, находит отражение во внутренних состояниях и задает их направленность и даже протяженность. Если разум рассматривает целесообразность таких внутренних состояний, изучает механизм их формирования и их корректирует, то взаимосвязь с внешним объективным условием становится более гармоничной.

То есть внутренние состояния человека и его психики балансируются от сознания и не являются избыточными. При этом человек переосмысливает значимость своего желания применительно к объективным условиям. Понимая значение каждого из желаний, предпочтений, текущих целей для ведения жизни, человек отводит им соответствующее место и способен скорректировать свои внутренние состояния в соответствии с внешними. Этот процесс требует времени и систематического переосмысления устремленностей личности, не увязанных смысловой работой сознания с внешними условиями жизни и деятельности.

Итак, внешние условия и внутренние состояния могут быть в соответствии при коррекции со стороны сознания целей, задач и ожиданий личности без формирования избыточности. Мировоззрение, в таких случаях, является системой обеспечения принятия решений, а конфликтность с реальностью является следствием неосознанности человеком позиций своего мировоззрения и образа мыслей.

 

Аналогичным образом происходит формирование конфликтного восприятия, когда личность человека рассматривает отношения с окружающими людьми на основе представления о «правильном». «Правильное», заложенное в мировоззрении личности, входит в противоречие с реальностью, которая многообразна, и проявления которой имеют конкретную природу. Представления о «правильном» других людей могут противоречить представлениям человека, который наметил совместные задачи или связан с окружающими необходимостью совместных действий. Мировоззрение, основанное на незыблемости представлений о «правильном» и верном, инициирует целый комплекс откликов организма и психики на многих уровнях – от биохимического до уровня работы мышления при возбуждении коры мозга. Конфликтность такого рода консервируется в памяти в виде тягостного впечатления от общения. Представление о «правильном» не позволяет человеку подняться до уровня «внешнего координатора», сохраняя мышление человека в границах конфликтной ситуации. На помощь приходит ИРБ с программами выживания в агрессивной среде. Выводы можно дальше сделать самим в отношении атмосферы и процесса взаимодействия.

 

Итак, упорядочивание и системная организация мировоззрения позволяют человеку легче подойти к задачам переосмысления своих знаний и представлений и не воспроизводить избытков в каждом случае несоответствия реальности ожиданиям личности. Это необходимо для своевременного понимания человеком взаимосвязей и взаимозависимостей в процессах жизни и окружающего мира. Учет и понимание взаимосвязей ведет к пониманию закономерностей. Это уже развитие способностей сознания, осознанное движение к пониманию собственной индивидуальности.

 

Часть II

 

Вселенная, создавая мыслящее существо, задает, тем самым, возможность и условия для познания себя. Инструментом более точного познания являются индивидуальные способности сознания, индивидуальность.

 

Восприятие человеком и всеми системами его организма информации из реальности происходит непрерывно. Часть информации учитывает ИРБ в своих программах безусловно-рефлекторного отклика.

Сознание способно воспринимать и обобщать информацию, порождая новизну в своих заключениях, выводах и идеях, продиктованных познавательным интересом. Для совершенствования и развития индивидуальных способностей сознания человеку необходимо работать над формированием системной организации своего мировоззрения. Что-то можно переосмыслить, трансформировать, добавить новое к известному, если оно выделено, имеет организованную структуру.

 

То же относится к работе сознания. Работа сознания должна основываться на организации. Организация мышления и логика являются объектами осмысления, совершенствования и развития. Условные уровни развития сознания, предложенные в текстах, являются разделением функций и возможностей сознания, имеющих эволюционную природу.

 

I уровень – реакции отклика на раздражители с использованием возможностей абстрактного мышления. Особую роль здесь играет ИРБ и психоэмоциональная сфера отражения и переживаний.

 

II уровень вбирает в себя первый и имеет возможности формирования и хранения знаний, умение применять знания в ситуациях, сортировать знания и иметь широкий кругозор.

 

III уровень позволяет иметь более широкий взгляд на противоположности и их отношения. Это системный взгляд на противоположности, их взаимозависимость и взаимообусловленность. Мышление этого уровня обладает возможностью формировать новые решения, учитывающие отношения полюсов, то есть противоположностей, различных точек зрения, различных идеологий.

 

IV уровень – это уровень развития, совершенствования индивидуальных способностей разума, на фундаменте первых трех уровней человек способен к вИдению не только полярных проявлений «плюс» и «минус», но и к третичному мышлению. Это мышление использует третье условие – разумно сбалансированное взаимодействие двух противоположностей с образованием вектора движения к более конструктивному и оптимальному, намеченному разумом человека, стоящего над полюсами противоположного и использующего их для задач развития и созидания.

 

Это уровень системных способностей к самоорганизации и саморазвитию. На этом уровне гармонично сочетается работа левого и правого полушарий коры головного мозга. Такое задействование дает более полное использование нейронно-сетевых структур коры мозга и ее лобных долей. Это означает, что не избыточное сочетание наиболее полного включения ресурсов левого (аналитического) полушария с ассоциативно-образными ресурсами правого полушария происходит на организованной основе с задействованием максимального сочетания связей нейронов. В этом физическая суть процесса раскрытия сознания и его дальнейшего развития. Системная организация мировоззрения человека и его образа мыслей на IV уровне позволяют ему точнее, адекватнее сформировать картину мира, свою индивидуальную реализацию, как однонаправленный вектор жизненного пути.

 

Для более полного понимания человеком работы по изучению и развитию индивидуальных способностей сознания целесообразно рассмотреть следующие идеи. На наш взгляд, с точки зрения Вселенной, как системы, индивидуальность, индивидуальные способности разума человека не что иное, как поставленная задача и алгоритм ее решения. Индивидуальность является уникальной комбинацией информации, заложенной в генетику живого объекта и имеющей возможность быть реализованной при конкретных условиях в виде конкретных действий.

 

Фундаментом управления повседневными действиями, отношениями и планированием являются, в основном, аналитические способности и возможности левого полушария.

Правое полушарие позволяет параллельно с аналитическим восприятием создавать целостные образы взаимосвязей и соотношений, не известных памяти. Это творческое вИдение с возможностями аналитической обработки информации, обобщением и выводами.

 

Значение процессов развития способностей сознания является определяющим в задачах ведения жизни для ее продления. Поэтому главным и значимым во всех задачах преобразований должна быть идея развития, поскольку эта идея воплощает саму созидательную природу разума. Развитие обеспечивается замещением устарелой информации и знаний новым знанием и новыми идеями.

Таким образом, для постепенного преобразования образа мыслей и повседневной работы мышления на третьем, системном, уровне нужна организация, над которой человек работает в каждой сфере своей жизни. В каждой сфере жизни необходимо отслеживать процессы восприятия, постепенно отказываясь от рефлекторного восприятия и эмоционально-чувственных ориентиров. Обоснованность принимаемых решений должна быть в каждой задаче и в каждой идее и рассуждениях человека в отношении целей и задач.

 

Выделим основную идею работы по изучению образа мыслей человека и личностных установок. Важно понимать, что условия жизни и деятельности должны осознаваться человеком в первую очередь, а личностные вкусы, желания и предпочтения должны подвергаться критическому анализу в ходе переосмысления. Это не должно быть противлением, а должно быть пониманием наиболее краткого и экономичного пути к лучшему в каждой ситуации и жизненной проблеме. Переосмысление основ мировоззрения человеком должно проводиться всякий раз, когда он сталкивается с реакциями сброса напряжений, конфликтностью в отношениях и иллюзиями, что внешний мир зловредно противится решению человеком его задач.

Категория: 2012 | Просмотров: 3164 | Добавил: Olsestar | Теги: восприятие и развитие, значение организации мышления, уровни мышления, системное мировоззрение, продление жизни, системность мира, индивидуальность
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Календарь
«  Январь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024